Все ли сервитуты подлежат государственной регистрации

Итоги «горячей линии» по вопросам установления и регистрации сервитута

Все ли сервитуты подлежат государственной регистрации

Телефон. pixabay. com

15 апреля 2019 года в рамках мероприятий по повышению качества и доступности государственных услуг Кадастровой палатой по Москве проведена «горячая телефонная линия» на тему: «Сервитут. Порядок установления и регистрации сервитута на земельный участок».

Представляем Вам поступившие вопросы с разъяснениями специалистов учреждения.

Вопрос: Что такое сервитут?Ответ: Сервитут — это ограниченное право пользования земельным участком, не принадлежащим лицу или лицам на праве собственности.Есть два вида сервитутов: публичный и частный.

Публичный сервитут обеспечивает интересы государства, местного самоуправления или местного населения (п. 2 ст. 23 ЗК РФ). Например, попасть на общественный пляж можно только через ваш участок. В таком случае он может быть обременен правом прохода (проезда) к этому пляжу.

Этим публичный сервитут отличается от частных сервитутов, которые устанавливаются в интересах конкретных лиц. Например, у вашего участка нет выхода к дороге общего пользования и попасть на нее вы можете только через участок, который находится рядом.

В таком случае возникают основания предоставить вам право проезжать по участку вашего соседа.

Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

Вопрос: Как устанавливается частный и публичный сервитут?Ответ: Частный сервитут можно установить по соглашению сторон или через суд, если собственник соседнего участка не согласен на заключение соглашения (п. 3 ст. 274 ГК РФ).

Публичный сервитут может установить исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, если необходимо удовлетворить государственные (муниципальные) интересы или нужды местного населения (п. 2 ст. 23 ЗК РФ). Например, для обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования (пп. 1 п. 4 ст. 23 ЗК РФ).

Для установления публичного сервитута исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает соответствующее решение (п. 2 ст. 23 ЗК РФ).

Вопрос: Является ли сервитут платным?Ответ: Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком, плата может быть установлена как по соглашению сторон, так и на основании судебного акта в случае недостижения соглашения.

Плата за сервитут определяется судом исходя из принципов разумности и соразмерности с учетом характера деятельности сторон, площади и срока установления сервитута, и может иметь как форму единовременного платежа, так и периодических платежей.

Размер платы за сервитут должен быть соразмерен той материальной выгоде, которую приобретает собственник земельного участка в результате установления сервитута, компенсируя те ограничения, которые претерпевает собственник земельного участка, обремененного сервитутом.

Если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель также вправе требовать от установивших его органа государственной власти или органа местного самоуправления соразмерную плату (п. 13 ст. 23 ЗК РФ).

Вопрос: Подлежит ли сервитут государственной регистрации?Ответ: В соответствии с п. 3 ст. 274 Гражданского кодекса, п. 9 с. 23 Земельного кодекса сервитуты (в том числе публичные) подлежат государственной регистрации.

Вопрос: Кто может обратиться за государственной регистрацией сервитута?Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об установлении публичного сервитута, направляют в орган регистрации прав решение об установлении или о прекращении публичного сервитута и описание местоположения границ публичного сервитута в течение пяти рабочих дней со дня принятия данного решения.

Государственная регистрация сервитута осуществляется на основании заявления лица, приобретающего право ограниченного пользования чужой вещью, или лица, права которого ограничиваются, в том числе в случае, если сведения о месте и об условиях ограниченного пользования чужим объектом недвижимости установлены судебным актом или соглашением об установлении сервитута.

Вопрос: Как вносится запись о государственной регистрации сервитутов в ЕГРН?Ответ: Особенности внесения в ЕГРН записей о государственной регистрации сервитутов регламентированы главой 6.5 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943.

В случае обращения с заявлением о государственной регистрации сервитута собственника объекта недвижимого имущества, обремененного сервитутом, в реестр прав на недвижимость вносится запись об ограничении (обременении) — государственной регистрации сервитута.

В случае обращения с заявлением о государственной регистрации сервитута лица, в пользу которого установлен сервитут, или собственника объекта недвижимого имущества, обремененного сервитутом, и лица,в пользу которого установлен сервитут, в реестр прав на недвижимость вносятся:— запись о вещном праве — государственной регистрации сервитута как вещного права;

— запись об ограничении (обременении) — государственной регистрации сервитута как ограничении права и обременении объекта недвижимости.

В случае установления публичного сервитута на земельный участокв реестр прав на недвижимость вносится запись об ограничении (обременении) — государственной регистрации сервитута.

При внесении записей об ограничении (обременении) указываются:— вид ограничения: слово «сервитут»;— предмет сервитута: объект (если сервитут относится к части объекта недвижимости, также указывается учетный номер такой части);— срок, который указывается посредством внесения даты начала и окончания сервитута или даты начала сервитута и его продолжительности либо слов «Срок не определен», когда срок сервитута не определен;— условия сервитута;— лицо (объект), в пользу которого установлен сервитут: данные

о гражданине, юридическом лице или объекте, для которого установлено право ограниченного пользования, либо слово «Публичный», когда сервитут является публичным.

При переходе права собственности на объект недвижимого имущества, обремененный сервитутом, в запись об ограничении (обременении)
со статусом «актуальная» изменения не вносятся.

Вопрос: Как осуществляются государственная регистрацияи государственный кадастровый учет в связи с установлением сервитута?

Ответ: Согласно пункту 4 части 3 статьи 14, части 4 статьи 44 Федерального закона от 13.07.

2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав в связи с образованием части земельного участка, в отношении которой устанавливается сервитут, осуществляются одновременно.

Вопрос: Особенности кадастрового учета при установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности?
Ответ: Согласно пункту 11 части 5 статьи 14 Закона о регистрации в отношении части земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, которая образуется в целях установления применительно к ней сервитута, государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав.

Источник: https://xn--80aagbllr5aia6aie5e1c.xn--p1ai/itogi-goryachey-linii-po-voprosam-ustanovleniya-i-registratsii-servituta/

Относительно установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Все ли сервитуты подлежат государственной регистрации

Как оформляются участки из частной собственности на праве сервитута под размещение промышленных объектов?

На частную собственность может быть установлен частный сервитут либо публичный сервитут. Публичный сервитут размещение промышленных объектов не предусматривает.

Частный сервитут содержит не закрытый перечень случаев, когда может быть использован земельный участок на условиях сервитута. В рамках Гражданского кодекса РФ размещение такого объекта прямо не запрещено.

Однако, по мнению Департамента недвижимости, строительство объектов капитального строительства на условиях сервитута допускается только в случаях, прямо предусмотренных законом.

Какова величина арендной платы по договорам аренды и соразмерной платы при заключении сервитута? Каковы способы регулирования?

Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии со статьей 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации.

Плата по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии со статьей 39.

25 Земельного кодекса Российской Федерации.

Вопрос определения размера арендной платы и платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности, регулируется гражданским законодательством и определяется сторонами самостоятельно исходя из принципа свободы договора.

Пунктом 4 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что сервитут может быть срочным или постоянным. При этом, в соответствии с пунктом 1 статьи 39.26 Кодекса в заявлении о заключении соглашения об установлении сервитута должны быть указаны цель и предполагаемый срок действия сервитута.

Кроме того, согласно пункту 1 статьи 39.35 Кодекса соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должно содержать в том числе срок действия сервитута.

Учитывая изложенное, прошу разъяснить, вправе ли уполномоченный орган в порядке, установленном статьей 39.26 Кодекса, заключать соглашения об установлении постоянного сервитута (без указания срока действия) в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Срочный сервитут устанавливается на определенный срок, постоянный – без указания срока. Это в равной степени относится к сервитутам и к публичным сервитутам (пункт 4 статьи 23 Земельного кодекса РФ).

Однако Земельный кодекс РФ содержит ряд исключений из общего правила. Например, срок установления публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

К числу таких исключений относятся и случаи установления сервитута в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с главой V.3 Земельного кодекса РФ.

Так, согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 39.25 Земельного кодекса РФ соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должно содержать срок действия сервитута.

Исключений из данного правила главой V.3 Земельного кодекса РФ не предусмотрено. Таким образом, исходя из положений пункта 4 статьи 23 во взаимосвязи с подпунктом 5 пункта 1 статьи 39.

25 Земельного кодекса РФ, установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, носит срочный характер и обусловлено необходимостью определения срока его действия.

Допускается ли законодательством РФ заключение соглашение о сервитуте для целей, предусмотренных ст.39.23 ЗК РФ, на часть лесного участка без постановки на государственный кадастровый учет лесного участка или его части на период размещения объектов недропользования и линейных объектов?

Положения главы V.3 Земельного кодекса Российской Федерации применяются в равной степени в отношении земель всех категорий, в том числе и в отношении лесных участков из состава земель лесного фонда с учетом требований, установленных законом.

В соответствии с пунктом 4 статьи 39.

25 Земельного кодекса Российской Федерации в случае заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок до трех лет допускается по соглашению сторон установление сервитута в отношении части такого земельного участка без проведения работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, в отношении которой устанавливается данный сервитут, без осуществления государственного кадастрового учета указанной части земельного участка и без государственной регистрации ограничения (обременения), возникающего в связи с установлением данного сервитута. В этом случае граница действия сервитута определяется в соответствии с прилагаемой к соглашению об установлении сервитута схемой границ сервитута на кадастровом плане территории.

Требуется ли разработка проекта освоения лесов лицам, обладающим правом ограниченного пользования (сервитут) на часть лесного участка? Требуется ли соблюдение дополнительных условий (подачи лесной декларации и др.

) до начала использования лесного участка лицами, обладающими правами ограниченного пользования на него? Возможно ли осуществление рубки по основаниям п.п. 1 – 4 ч. 1 ст.

21 Лесного кодекса РФ на лесном участке лицами, обладающими правом ограниченного пользования на него?

Порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов утвержден приказом Рослесхоза от 10.06.2011 № 223 (далее – приказ № 223).

Пунктом 7 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных данным приказом, предусматривается, что на лесных участках, предоставленных в пользование в целях строительства, реконструкции линейных объектов, использование лесов осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов.

Источник: http://icped.ru/voprosi-i-otveti/trud/otnositelno-ustanovleniya-servituta-v-otnoshenii-zemelnogo-uchastka/

Новости

Все ли сервитуты подлежат государственной регистрации

В гражданском и земельном законодательстве существует такое понятие, как «сервитут». Однако далеко не все землепользователи знают, что обозначает этот термин. В чем смысл понятия сервитута в современном земельном праве и как он применяется в жизни, разъясняет Управление Росреестра по Пермскому краю.

Сервитут представляет собой право лица на ограниченное пользование чужими землями или чужими земельными участками. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 Земельного кодекса РФ.

Выделяют два вида сервитутов: публичный и частный. Публичный сервитут обеспечивает интересы государства, местного самоуправления или местного населения.

Например, попасть на общественный пляж можно только через ваш участок. В таком случае он может быть обременен правом прохода (проезда) к этому пляжу.

Этим публичный сервитут отличается от частных сервитутов, которые устанавливаются в интересах конкретных лиц.

Частный сервитут на земельный участок может быть установлен для обеспечения возможности передвижения и перемещения по территории чужого участка; для необходимости проведения работ по прокладке водопровода или системы канализации; для осуществления работ по проведению электросетей; для удовлетворения иных потребностей заинтересованного лица, когда нет возможности их обеспечить иным способом.

Частный сервитут можно установить по соглашению сторон или через суд, если собственник соседнего участка не согласен на заключение соглашения. Соглашение заключается в письменной форме.

Публичный сервитут может установить исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, если необходимо удовлетворить государственные (муниципальные) интересы или нужды местного населения. Публичный сервитут оформляется соответствующим решением органа власти. На основании указанного решения с гражданином, являющимся правообладателем земельного участка, заключается письменное соглашение.

Срок сервитута

Срок сервитута определяется соглашением сторон, а срок публичного сервитута – решением о его установлении.

Срок публичного сервитута зависит от целей его установления, так например, для размещения объектов электросетевого хозяйства сервитут может быть установлен на срок от 10 до 49 лет; для строительства, реконструкции или ремонта объектов транспортной инфраструктуры на срок осуществления реконструкции или ремонта; для проведения инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов на срок не более года.

Срок сервитута, установленного на основании судебного акта, определяется соответствующим судебным актом.

Плата за сервитут

По общему правилу правообладатель земельного участка, обремененного частным сервитутом, может требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых данный сервитут установлен. Плата за него может быть единовременной или периодической.

По общему правилу, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель также вправе требовать от установивших его органа государственной власти или органа местного самоуправления соразмерную плату.

Регистрация сервитута

Сервитуты подлежат государственной регистрации в Росреестре в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», за исключением сервитутов, предусмотренных п. 4 ст. 39.25 Земельного кодекса.

Так, допускается по соглашению сторон установление сервитута в отношении части земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без осуществления кадастрового учета соответствующей части земельного участка и без государственной регистрации обременения, возникающего в связи с установлением данного сервитута.

Публичный сервитут подлежит обязательной государственной регистрации в ЕГРН.  При этом согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 29.11.

2017 № 49-КГ17-29, отсутствие государственной регистрации публичного сервитута не является препятствием для рассмотрения и разрешения судом административного иска о признании недействующим установившего данный сервитут нормативного правового акта.

С заявлением о государственной регистрации сервитута может обратиться лицо, приобретающее право ограниченного пользования чужим земельным участком.

К заявлению необходимо предоставить соглашение об установлении сервитута,  вступившее в законную решение суда, а также документы, удостоверяющие личность и полномочия представителя, в случае обращения за регистрацией представителя правообладателя; др.

Кроме того, за государственную регистрацию взимается государственная пошлина, размер которой установлен пп. 31 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ и составляет 1 500 рублей для физических лиц, 6000 рублей для юридических лиц.

За регистрацией публичного сервитута в регистрирующий орган с соответствующим заявлением должен обратиться орган государственной власти, орган местного самоуправления, принявший акт об установлении публичного сервитута, в течение пяти рабочих дней со дня принятия указанного акта.

Публичный сервитут регистрируется как ограничение (обременение) права на земельный участок.

Прекращение сервитута

Частный сервитут прекращается с истечением срока, на который он был установлен. Кроме того, частный сервитут прекращается в следующих случаях:

-стороны договорились о прекращении сервитута и заключили соответствующее соглашение;

-ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом;

-обремененный сервитутом земельный участок не может использоваться по целевому назначению. В данном случае прекращение сервитута осуществляется по решению суда.

Публичный сервитут прекращается, в частности, с истечением срока, на который он был установлен. Если отсутствуют общественные нужды, для которых был установлен публичный сервитут, он также может быть прекращен уполномоченным органом – посредством принятия акта об отмене сервитута; судом.

Публичный сервитут, установленный в отдельных целях, может быть прекращен по решению уполномоченного органа и по следующим основаниям:

– деятельность, для обеспечения которой установлен публичный сервитут, не осуществляется на протяжении двух и более лет;  в установленный срок не внесена плата за публичный сервитут;

– не внесена плата за публичный сервитут, если плата за публичный сервитут вносится единовременным платежом; более двух раз подряд по истечении установленного соглашением об осуществлении публичного сервитута срока платежа, если плата за публичный сервитут вносится периодическими платежами;

– обладатель публичного сервитута отказался от него.

По общему правилу прекращение сервитута подлежит государственной регистрации.

В заключение. Сервитут в гражданском обороте не так распространен среди других вещных прав и стороны не всегда прибегают к такому способу выстраивания правоотношений в отношении объектов недвижимости. Однако, с каждым годом правовая культура и грамотность граждан растет и соответственно, там, где целесообразнее будет установить сервитут, стороны воспользуются этим правом.

Об Управлении Росреестра по Пермскому краю

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Пермскому краю является территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, землеустройства, государственного мониторинга земель, а также функции по федеральному государственному надзору в области геодезии и картографии, государственному земельному надзору, надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контролю деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, организации работы Комиссии по оспариванию кадастровой стоимости объектов недвижимости. Осуществляет контроль за деятельностью подведомственного учреждения Росреестра – филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю по предоставлению государственных услуг Росреестра. Руководитель Управления Росреестра по Пермскому краю – Лариса Аржевитина.

http://rosreestr.ru/

http://.com/public49884202

Источник: http://ocherskiy.ru/Novosti/Novosti/2019/06/11/212855/

Госпошлина за регистрацию сервитута юридического лица – Недвижимость, работа, имущество

Все ли сервитуты подлежат государственной регистрации

Обязанность по уплате государственной пошлины плательщик исполняет самостоятельно.

Лица, уполномоченные представлять плательщика на основании закона, то есть без доверенности (например, законные представители несовершеннолетних, недееспособных, ограниченно дееспособных физических лиц или руководители юридических лиц), вправе уплачивать государственную пошлину от своего имени.

Лица, действующие от имени плательщика по доверенности, вправе уплачивать пошлину, только имея соответствующие полномочия в доверенности.

с объектом недвижимого имущества, не влекущей отчуждения такого объекта (за исключением прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения).

Государственная регистрация доли в праве общей собственности, возникшей до введения в действие Закона, осуществляемая в соответствии с частью 2 статьи 6 Закона в связи с регистрацией ограничения (обременения) права или

№ 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя», пошлина не взимается.

Таким образом, за регистрацию прав на недвижимое имущество, возникших на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до дня вступления в силу 6-ФКЗ (до 21 марта 2014 года) государственная пошлина не взимается.

Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии О порядке уплаты и размерах госпошлины за совершение регистрационных действий в соответствии с Налоговым кодексом РФ

Факт уплаты пошлины плательщиком подтверждается также с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, предусмотренной Федеральным законом от 27.07.

2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления и муниципальных услуг». Представление документа об уплате государственной пошлины вместе с заявлением о государственной регистрации прав и иными необходимыми для государственной регистрации прав документами не требуется.

Порядок государственной регистрации сервитутов

Если сервитут относится к части земельного участка или иного объекта недвижимости, к документам, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута, прилагается заверенный соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества план, на котором отмечена сфера действия сервитута.

Если регистрация сервитута была произведена не на основании заявления правообладателя, последний в обязательном порядке должен быть уведомлен о произведенной регистрации сервитута.

Уплата государственной пошлины за государственную регистрацию публичного сервитута

Подпунктом 24 п.

1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) установлено, что государственная пошлина уплачивается за государственную регистрацию сервитутов в размере 500 руб. если данная государственная регистрация производится в интересах физических лиц, и в размере 2000 руб. — в интересах организаций. В соответствии с п.

2 ст.

23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

1 Государственная регистрация права, возникшего до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон), осуществляемая по желанию правообладателя (за исключением прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения).

для физического лица на объекты, указанные в подпункте комплекса, а также ограничений (обременений) прав на предприятие как имущественный комплекс *** 0,1 % стоимости имущества, имущественных и иных прав, входящих в состав предприятия как имущественного комплекса, но не более 60 000 руб.

Госпошлина за регистрацию земельного участка для юридических лиц

Причем, подать можно в любом регионе, вне зависимости от места нахождения объектов недвижимости. При подаче на регистрацию через нотариуса срок регистрации — дня.

Долевое участие в строительстве. И включая копию технического паспорта объекта недвижимости, подготовленного органом организацией по техническому учету или технической инвентаризации, в случае наличия в регистрацию деле такого паспорта.

Источник: http://myeconomist.ru/gosposhlina-za-registraciju-servituta-juridicheskogo-lica-19287/

Госпошлина за регистрацию права собственности 2018

Приветствуем на helpguru.ru. В статье расскажем о госпошлине, уплачиваемой при регистрации прав собственности. Как вы наверняка знаете, государственная услуга, оказываемая по регистрации права на собственность – это госпошлина за регистрацию права собственности 2018 года, и она является обязательным платежом.

Источник: https://lawnedinform.com/gosposhlina-za-registratsiyu-servituta-yuridicheskogo-litsa/

Форма сервитутного договора и регистрация сервитута

Все ли сервитуты подлежат государственной регистрации


Исходя из пункта 3 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации основным способом установления сервитута является соглашение между его субъектами.

Из этого вытекает, что если стороны в добровольном порядке должны заключить соглашение об установлении сервитута, то это соглашение о совершении сделки по правилам статей 160–161 Гражданского кодекса Российской Федерации должно быть заключено путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами. При этом должна быть соблюдена простая письменная форма сделки.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 161 Гражданского кодекса Российской Федерации сделки юридических лиц между собой и гражданами должны всегда совершаться в простой письменной форме. [1]

Как указано М. И. Брагинским и В. В. Витрянским, законодатель увязал возникновение сервитутного правоотношения, имеющего вещно-правовую характеристику, с договором, ибо соглашение двух лиц (субъектов) об установлении сервитута по определению и есть заключение соответствующего договора.

Необходимо также отметить, что сервитут — это единственное из числа перечисленных в статье 216 Гражданского кодекса Российской Федерации ограниченное вещное право, которое возникает, по общему правилу, из договора.

Между тем, нормами гражданского законодательства понятие договора об установлении сервитута не предусмотрено, четко не определены его существенные условия.

В то время как, пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Уже, исходя из данной нормы, следовало бы включить в нормы гражданского законодательства (в закон) требование о существенных условиях договора о сервитуте. В отсутствие этого, имеющаяся в указанно норме отсылка является пробелом в законодательстве.

В настоящее время содержание соглашения об установлении сервитута указано в статье 395 Земельного кодекса Российской Федерации и только в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Так, согласно указанной норме закона, соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должно содержать:

1) кадастровый номер земельного участка, в отношении которого предполагается установить сервитут;

2) учетный номер части земельного участка, применительно к которой устанавливается сервитут, за исключением случая установления сервитута в отношении всего земельного участка или случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей статьи;

3) сведения о сторонах соглашения;

4) цели и основания установления сервитута;

5) срок действия сервитута;

6) размер платы, определяемой в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи;

7) права лица, в интересах которого установлен сервитут, осуществлять деятельность, в целях обеспечения которой установлен сервитут;

8) обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут, вносить плату по соглашению;

9) обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут, после прекращения действия сервитута привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием.

Фактически данная норма предусматривает существенные условия соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

При наличии этой нормы, можно говорить о том, что в случае если какое-либо из этих условий не будет содержаться в соглашении об установлении сервитута, такое соглашение не может считаться заключенным.

Аналогичная норма должна содержаться и в нормах гражданского законодательства в отношении соглашений об установлении иных сервитутов.

В случае, если соглашение заключается н самим индивидуальным предпринимателем или руководителем юридического лица, а их представителями, в силу пункта 128 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 доверенность на заключение соглашения о сервитуте должна быть нотариально удостоверена в порядке, предусмотренном п.1 ст.185.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат, в том числе, сервитуты.

Порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с настоящим кодексом, законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. [2]

На необходимость государственной регистрации сервитута на земельный участок указано в пункте 3 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункте 17 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации и части 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Так, в пункте 17 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации прямо установлено, что сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Исключение из этого правила составляют только случаи заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок до трех лет. (пункт 4 статьи 39.

25 Земельного кодекса Российской Федерации)

Особенности регистрации сервитута предусмотрены статьей 52 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». В соответствии с данной нормой за регистрацией сервитута может обратиться одно из следующих лиц:

  1. лицо, приобретающее право ограниченного пользования земельным участком. В этом случае будет зарегистрировано вещное право такого лица, а также ограничение права и обременение участка (п.121 Порядка ведения ЕГРН);
  2. собственник (лицо, права которого ограничиваются). При этом регистрируется ограничение, обременение права (п.120 названного Порядка).

Если за регистрацией обратятся оба лица, сервитут будет зарегистрирован и как вещное право, и как ограничение, обременение. [3]

В соответствии с пунктом 4 ч.4 ст.14, ч.4 ст.44, п.5 ч.1 ст.

15 Закона о государственной регистрации недвижимости регистрация сервитута может проводиться без одновременного кадастрового учета, если в реестр уже включены сведения о земельном участке или его части, на которую устанавливается сервитут, с одновременным кадастровым учетом, если сервитут устанавливается на часть земельного участка, не учтенную в реестре. В этом случае обращаются те же лица, что и при государственной регистрации сервитута без одновременного кадастрового учета.

Пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Следовательно, с момента государственной регистрации возникает сервитут, и, соответственно, с этого момента у сторон возникают права и обязанности, а именно: обязанность собственника недвижимого имущества предоставить его в ограниченное пользование и его право получать соразмерную плату за сервитут, а также право пользователя сервитутом беспрепятственно пользоваться обремененным недвижимым имуществом и его обязанность своевременно платить за сервитут. [4]

Литература:

Источник: https://moluch.ru/archive/248/57102/

Какие сервитуты подлежат обязательной государственной регистрации

Все ли сервитуты подлежат государственной регистрации

Такая форма ограниченного пользования чужим земельным участком юрлицами и гражданами дает возможность осуществлять хозяйственную деятельность и развивать целые регионы. Неслучайно это понятие возникло еще во времена древнего Рима.

На практике зачастую возникают вопросы, какие сервитуты подлежат государственной регистрации, и как это делается. Поскольку сутью является обременение частного имущества, то регистрация в ЕГРП обязательна для всех его видов.

Для чего нужен сервитут

Он необходим в том числе для целей:

  • прокладки дорог;
  • возможности продвижения транспорта;
  • прохода;
  • установки электрических кабелей;
  • создания иной инфраструктуры.

Устанавливается он путем:

  • заключения письменного договора между владельцем недвижимости и ее пользователем;
  • судебным вердиктом.

И может являться как платным, так и безвозмездным.

Если одна из сторон отказывается от заключения договора, то другая сторона вправе обращаться в суд для получения решения.

В соответствии с действующим законодательством при переходе права на объект, обремененный сервитутом, он сохраняет свое действие вне зависимости от желания или нежелания нового владельца участка. При этом сам не представляет собой предмет:

  • купли-продажи;
  • залога;
  • мены.

Виды сервитутов

По распространению действия имеется 2 вида:

ФакторыПубличный сервитутЧастный сервитут
Что обременяетсяземельные участкиЛюбой вид недвижимости
Бенефициарынеограниченный круг лицотдельное лицо
Сроки●       срочные (временный);

●      бессрочный (постоянный)

Основаниязаконодательный акт●         решение суда;

●         соглашение

Права владельца земли●       получение оплаты от властей, установивших сервитут;

●       выкупа участка

●       взимание платы с выгодоприобретателя (в любом случае); ●       снятия обременения, если исчезла необходимость;

●       в судебном порядке снять сервитут, если невозможно пользоваться землей по ее назначению

Основанияобщественные и государственные нужды (всех уровней)заинтересованность отдельного лица
Способ установления●    нормативный акт; ●    законодательный акт.

Предварительное слушание обязательно

●       решение суда;

●       договор

По временному показателю:

Неограниченное никаким сроком обременение будет действовать постоянно, пока не изменятся реальные условия и отпадут те основания, в связи с которыми возникло обременение. Такая форма часто применяется при наложении публичного сервитута, например, при прокладывании дорог, электросетей и газовых труб. Но и при этих основаниях вопрос подлежит обсуждению на слушаниях.

Подлежит ли сервитут обязательной государственной регистрации: инструкция по проведению

Поскольку вопрос касается обременения недвижимого имущества, то госрегистрация является обязательной. Это положение предусмотрено и ГК и ФЗ N 129.

Перечень документов для государственной регистрации сервитутов:

Публичный:

  • заявление органа госвласти, который издал о наложении сервитута;
  • документы, определяющие статус властного органа;
  • закон или нормативный правовой акт, устанавливающий публичный сервитут;
  • подтверждение вынесения вопроса на слушания общественности (дата, месяц, год и место проведения) и его законность;
  • кадастровые данные на землю с указанием объема действия сервитута, если он устанавливается только на часть площади;
  • план земельного надела с координатами.

Частный:

  • заявление любой из сторон;
  • подтверждение оплаты госпошлины;
  • правоустанавливающие бумаги на конкретную недвижимость, где оформляется сервитут;
  • договор по данному обременению;
  • выписки из Росреестра;
  • нотариально заверенное согласие всех сособственников земельного участка.

Если основанием для обременения выступает судебное решение, то необходимо представить его заверенные копии с отметкой о вступлении судебного акта в законную силу.

Как для публичных слушаний, так и для судебной инстанции потребуется уважительная причина для положительного решения вопроса в пользу сервитута, поскольку обременение касается имущества, которое не принадлежит заявителю или истцу и может существенно ограничить права владельца на собственность.

И если при обременении, ограниченном временными рамками, с владельцем участка можно договориться, то при бессрочном это сделать значительно сложнее, особенно при его частной форме.

Пошлина на госрегистрацию сервитутов:

  • 1500 для физлица;
  • 6000 для юрлица.

Документы

Все основные положения сервитута отражаются в следующих документах:

  • договор;
  • выписка из реестра.

При его публичном варианте, помимо указанного выше, информация наличествует в:

  • справке о проведенных публичных слушаниях;
  • нормативном или законодательном акте.

Для прекращения бессрочного сервитута необходимо подать совместное заявление обеих сторон о прекращении права ограниченного пользования земельным участком и о снятии обременения.

Если обременение было срочным, но стороны решили отказаться от него досрочно, то, помимо совместного заявления, необходимо будет предоставить дополнительное соглашение о прекращении обременения.

Образцы и бланки

Соглашение между сторонами в обязательном порядке должно включать следующие положения:

  • указания конкретного вида обременения;
  • границы обременения, если это касается не объекта целиком;
  • кадастровый номер недвижимости;
  • права обременяющей стороны и владельца;
  • условия денежной или иной компенсации владельцу за неудобства;
  • обязанности сторон;
  • срок действия договора.

В приложение к договору:

  • карта с указанием участка на местности;
  • копии правоустанавливающих документов.

При публичном сервитуте к договору прилагаются нормативный акт его узаконивающий и выписка о его принятии на бланке госоргана.

Текст соглашения по конкретному объекту на его соответствие требованиям законодательства можно проверить у юриста.

Сервитут на земельный участок: примеры из практики

Практика по этой категории дел очень разнообразна.

Публичный вид

При продаже или передаче в долгосрочную аренду гражданам или коммерческим структурам государственных (муниципальных) земельных участков, имеющих выход к водоемам, устанавливаются сервитуты. Их целью является дать возможность широкому кругу лиц посещать водоем и отдыхать на берегу.

Несмотря на наложенные в общественных интересах ограничения, собственники и арендаторы перекрывают дорогу к воде. По этому поводу подаются коллективные иски в суд с требованиями открыть доступ к водоему. Местные органы власти также могут потребовать расторжения договора из-за невыполнения условий обременения.

Так, например, в ноябре 2016 года районный суд Алтая вынес решение, которым возложил обязанность на коммерческую структуру, получившую права аренды на земельный надел сроком в 49 лет, провести со своими субарендаторами разъяснительную работу, поскольку последние в «своих личных интересах ограничили доступ населения к водному объекту федерального значения».

Возможность доступа была предоставлена всем желающим путем учреждения публичного сервитута. Но субарендаторы установили забор, пункт пропусков на месте нахождения обремененного участка, чем грубо нарушили требования законодательства.

Решение, прямо скажем, мягкое. Но при повторном нарушении к нарушителям могут быть приняты более жесткие меры.

Иногда наделы продаются вообще без обременений. Новые собственники закрывают свой участок заборами, в результате чего люди не могут пройти:

В этом случае обращения направляются в прокуратуру и местную администрацию с тем, чтобы на собственника наложили обязательства предоставить доступ к местам отдыха, назначили слушания и обсуждения, установили сервитут.

Частный вид

Здесь в основном вопросы касаются споров между соседями о невозможности одного из них добраться до своего дома, гаража или поля никаким иным образом, кроме как через землю соседа.

В обзоре судебной практики, утвержденной Президиумом ВС РФ в апреле прошлого года отмечено, что в такой ситуации граждане имеют все основания требовать сервитута.

При этом отмечается, что такое требование должно подтверждаться земельной экспертизой, из которой явно следует, что заявитель действительно не имеет иной возможности добраться до своих объектов. Если же есть другая приемлемая дорога, то в иске будет отказано.

Ситуации подобного рода очень конфликтные, а дела – оценочные. Иногда их удается решить с помощью авторитета местной администрации.

Нередко встречаются споры, когда после раздела участка коммуникации нескольких собственников оказываются на площади одного.

Судом было отказано истцам в установлении сервитута на участок, где располагались септиковые системы на том основании, что они технически могут быть перенесены на участки их владельцев. Вышестоящая инстанция оставила решение суда без изменения.

Досудебной подготовки по таким спорам не требуется.

Обращаясь в судебные инстанции, следует иметь в виду, что при рассмотрении вопроса по существу будут определяться все условия обременения, в том числе:

  • маршруты проездов;
  • проходов.

Чтобы он соответствовал обоюдным интересам истца и ответчика, его условия не были обременительным для собственника. При разрешении споров, касающихся отдельных положений обременения, могут потребоваться специальные знания, что предполагает назначение экспертиз. Их проведение будет осуществляться за средства истца.

Важные моменты

Не может быть установлен сервитут для целей доступа:

  • к самовольной постройке;
  • к строящемуся объекту, являющемуся самовольной реконструкцией здания;
  • к подлежащему сносу строению;
  • когда владелец собственными постройками закрыл или сузил проезд, после чего стал требовать допуска на соседский участок.

Как отрасль права, он применяется в основном в области земельных правоотношений. В квартирах и коммерческих зданиях он встречается крайне редко.

Юристы иногда рассматривают возможность наложения сервитута при долевой собственности на квартиру, в которой одна из комнат проходная. Но это больше в теории.

На практике не встречаются случаев закрепления за лицом права владения на проходную комнату.

А долевая собственность не предполагает четкого закрепления комнат за совладельцами, именно в силу того, что в конкретном жилом помещении выдел каждому жилплощади в соответствии с нормами ЖК не представляется возможным.

Источник: https://zazemlyu.ru/zemelnoe-pravo/servituty-podlezhat-registratsii.html

ПреступлениямНет