Посягательство на жизнь и здоровье ук рф

Статья 277. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля

Посягательство на жизнь и здоровье ук рф

Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность , –

наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью.

Комментарий к статье 277

Основным объектом посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля являются общественные отношения, складывающиеся во внутриполитической сфере реализации государственного суверенитета. В качестве дополнительного объекта выступают общественные отношения, обеспечивающие безопасность жизни потерпевшего.

Потерпевшим от преступления является государственный или общественный деятель.

Нормативного определения данных понятий не существует; признаки государственного или общественного деятеля справедливо рассматривать в качестве оценочных, поскольку определяющим в характеристике потерпевшего является не столько его должностное или общественное положение, сколько характер его служебных функций, масштабность и активность их осуществления, значимость деятельности потерпевшего для реализации тех или иных направлений внутренней или внешней политики государства.

К государственным деятелям относятся Президент РФ, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, члены Правительства РФ, судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, Генеральный прокурор РФ, руководители органов власти субъектов РФ и другие высокопоставленные лица, в частности, занимающие государственные должности категории “А”. К государственным деятелям следует относить также депутатов, официально зарегистрированных кандидатов для избрания в органы власти, их доверенных лиц, членов избирательных комиссий и т.п.

Не могут выступать потерпевшими от анализируемого преступления представители власти (сотрудники органов внутренних дел, прокуратуры и др.), которые не являются государственными деятелями. Посягательство на жизнь указанных лиц предусмотрено в самостоятельных статьях уголовного закона (ст. ст. 317, 318 УК РФ).

Общественные деятели – это руководители и видные функционеры политических партий, других общественных объединений, массовых движений, профессиональных, религиозных организаций, иных общественных объединений федерального или регионального значения. К общественным деятелям по функционально-политическому признаку могут быть отнесены широко известные, влиятельные в обществе представители средств массовой информации, культуры, науки, образования.

Государственный или общественный деятель в смысле ст.

277 УК РФ не должен являться представителем иностранного государства или сотрудником международной организации, пользующимся международной защитой (их перечень определен Конвенцией ООН о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, от 14 декабря 1973 г.). Посягательства на жизнь указанных лиц рассматриваются УК РФ в качестве преступлений против мира (ст. 360 УК РФ).

Посягательство на жизнь близких государственному или общественному деятелю лиц, совершенное в целях прекращения его политической деятельности, не может быть согласно закону квалифицировано по ст. 277 УК РФ. Такое деяние заслуживает правовой оценки по п. “б” ч. 2 ст. 105 УК РФ.

Обязательным признаком состава рассматриваемого преступления является связь посягательства именно с государственной или иной политической деятельностью потерпевшего.

В связи с этим, например, посягательство на жизнь общественного деятеля из числа представителей средств массовой информации или науки, совершенное в связи с их профессиональной (журналистской, научной) деятельностью, не образует признаков состава преступления, предусмотренного ст. 277 УК РФ.

Характер деятельности потерпевшего является одним из основных признаков, позволяющих отграничивать анализируемое преступление от убийства, совершенного в связи с выполнением потерпевшим служебной деятельности или общественного долга (п. “б” ч. 2 ст. 105 УК РФ).

Государственная или общественная деятельность – более широкое по своему объему и содержанию понятие, нежели понятие служебной деятельности и общественного долга, и присуще только узкой группе лиц – государственным или общественным деятелям.

По каждому делу данной категории необходимо выяснять, были ли действия потерпевшего, в связи с которыми осуществлено посягательство на его жизнь, законными.

В случае установления факта незаконности действий государственного или общественного деятеля правоприменитель при наличии к тому оснований должен решить вопрос о квалификации содеянного виновным по соответствующей статье УК РФ, предусматривающей ответственность за преступление против личности .

——————————–

По аналогии с рекомендациями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 сентября 1991 г. N 3 “О судебной практике по делам о посягательстве на жизнь, здоровье и достоинство работников милиции, народных дружинников и военнослужащих в связи с выполнением ими обязанностей по охране общественного порядка”.

С объективной стороны посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля может быть выражено в убийстве или покушении на убийство; покушение на убийство образует оконченный состав посягательства на жизнь . Преступление имеет усеченный состав и признается оконченным с момента начала действий, непосредственно направленных на лишение жизни государственного или общественного деятеля, независимо от наступившего результата .

——————————–

По аналогии с Определением Судебной коллегии Верховного Суда по делу Угурчиева // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 8.

По аналогии с Определением Судебной коллегии Верховного Суда РФ по делу Казака и Куликова // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 3. Правомерность такой конструкции состава подтверждена в Определении Конституционного Суда РФ от 19 февраля 2003 г.

N 72-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Тимирбулатова Салаудина Хасмагомадовича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 57 и статьей 317 Уголовного кодекса Российской Федерации”, в котором Суд указал, что с учетом особой опасности действий, направленных на лишение жизни сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих и их близких, состав предусмотренного ст. 317 УК РФ преступления сформулирован законодателем таким образом, что для признания его оконченным достаточно совершения виновным лицом соответствующих действий и не требуется обязательного наступления такого общественно опасного последствия, как смерть указанных в ней лиц.

В силу этого причиненный в процессе посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля вред его здоровью (в ситуации, когда посягательство не привело к наступлению смерти) не требует дополнительной квалификации по статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за преступления против здоровья, он полностью охватывается диспозицией ст. 277 УК РФ.

Отсутствие фактического вреда здоровью государственного или общественного деятеля (например, в ситуации, когда виновный, совершая выстрел, промахнулся) не исключает квалификации содеянного при наличии иных требуемых законом признаков по ст. 277 УК РФ.

Вместе с тем характер и объем реально наступивших последствий может учитываться судом при назначении уголовного наказания.

Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля может образовывать совокупность с иными преступлениями.

Например, если посягательство совершается гражданином РФ по заданию иностранной разведки, содеянное может быть дополнительно квалифицировано как государственная измена; если посягательство на жизнь главы государства сопровождалось захватом власти – по совокупности с преступлением, предусмотренным ст.

278 УК РФ; если посягательство совершено путем взрыва и преследует, помимо прочего, цель оказания воздействия на принятие решения органами власти – по совокупности со ст. 205 УК РФ.

Субъективная сторона посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля характеризуется виной в виде прямого умысла. Субъект, совершая посягательство, всегда осознает общественную опасность лишения жизни государственного или общественного деятеля, предвидит наступление его смерти и желает этого .

——————————–

По аналогии с Определением Судебной коллегии Верховного Суда РФ по делу Садиева // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. N 6.

Данное преступление не может быть совершено с косвенным умыслом, поскольку ст. 277 УК РФ в качестве обязательных признаков субъективной стороны состава преступления предусматривает специальную цель – прекращение деятельности потерпевшего или мотив – месть за указанную деятельность.

При квалификации посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля важно установить, что умысел виновного был направлен именно на лишение жизни потерпевшего.

При решении вопроса о направленности умысла виновного следует исходить из совокупности всех обстоятельств содеянного и учитывать, в частности, способ и орудие преступления, количество, характер и локализацию телесных повреждений (например, ранения жизненно важных органов человека), а также предшествующее преступлению и последующее поведение виновного и потерпевшего, их взаимоотношения (см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 января 1999 г. N 1 “О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)”). Если будет установлено, что умысел виновного был направлен не на убийство потерпевшего, а на причинение вреда его здоровью, содеянное должно быть квалифицировано по соответствующим статьям закона об ответственности за преступления против здоровья личности.

В содержание умысла входит также осознание того, что совершаемое деяние направлено именно против государственного или общественного деятеля.

Если лицо, имея умысел на лишение жизни частного лица, по ошибке причиняет смерть государственному или общественному деятелю, содеянное квалифицируется в соответствии с направленностью умысла как преступление против личности.

В иной ситуации, когда, имея умысел на убийство государственного или общественного деятеля, виновный причиняет смерть частному лицу, содеянное должно квалифицироваться по правилам совокупности преступлений как преступления против безопасности государства и против личности.

Субъектом посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля является физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.

Лица, достигшие четырнадцатилетнего, но не достигшие шестнадцатилетнего возраста, в случае совершения анализируемого преступления несут ответственность по соответствующим статьям об ответственности за преступления против жизни и здоровья личности (ст. ст. 105, 111 и др. УК РФ).

Если такие подростки действовали в соучастии с лицами, достигшими шестнадцатилетнего возраста, то квалификация их действий как преступления против личности не исключает ответственности иных соучастников по ст. 277 УК РФ.

Источник: http://fkurf.ru/zakon/ugolovnyj_kodeks_rossijskoj_federacii/statya_277.html

Преступления против жизни и здоровья человека

Посягательство на жизнь и здоровье ук рф

Для того чтобы раскрыть понятие вреда здоровью человека,  целесообразно обратиться к определению понятия «здоровье». С медицинской точки зрения, здоровье относится к  сложному, многозначному и неоднородному составу. 

Здоровье представляет собой состояние полного душевного, социального и физического благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. То есть из определения можно проследить три уровня рассмотрения категории «здоровье»: психологический, социальный и физиологический.

Отсюда следует, что в уголовном законодательстве и судебной медицине здоровье представляет собой объективное физиологическое состояние лица, которое было до совершения преступления. 

Таким образом, вред здоровью – это принижение физиологического состояния человека касательно того уровня, который имел место до возникновения патологии.

В подчиненности характеру повреждающего фактора, телесные повреждения бывают: механически, физические (термические, электрические и др.), химические (химический ожог).

Заболевания выражаются по средствам функциональных нарушений: полная или частичная ее утрата органами либо тканями способности естественно функционировать или в нарушении жизнедеятельности всего организма(к таким заболеваниям следует отнести наркоманию, токсикоманию, психическое расстройство, венерическое заболевание, ВИЧ-инфекцию.

Патологическое состояние определяется в виде отклонения от общепризнанных мерок, имеющих биологически негативное значение для организма.

Это болезненное состояние бывает стойким  и временным, преходящим и непродолжительным.

К такому патологическому состоянию следует отнести шок, коматозное состояние, острую сердечную, дыхательную недостаточность и другие состояния, которые выражены в нарушении физиологических функций организма. 

Причинение вреда здоровью является признаком многих составов преступления.Вред здоровью определяется качественной и количественной характеристикой. 

Качество (характер) вреда представляет собой форму патологии, причиненной организму. Количественная характеристика вреда, причиняемого здоровью, который проявляется в виде степени. 

В УК РФ закреплен вред здоровью в зависимости от степени тяжести, к которому относят ответственность за нанесение тяжкого (ст. 111), средней тяжести (ст. 112), легкого вреда здоровью (ст. 115).

Уголовная характеристика преступлений против жизни и здоровья человека по Уголовному кодексу России

В науке существует традиционная классификация преступлений против здоровья и жизни граждан, закрепленных в главе 16 УК РФ. Данная классификация, думается, исходя из объекта посягательства, выделяет три группы преступлений, среди которых:

  • преступления, ставящие в опасность здоровье или жизнь
  • преступления против здоровья
  • преступления против жизни

Ниже приводится состав данных преступлений, закреплённых в главе 16 Уголовного кодекса.

Объект

Общий анализ объекта преступлений, расположенных в Главе 16 УК РФ – данная глава располагается в Разделе VII – преступления против личности.

Родовым объектом преступлений являются общественные отношения, которые обеспечивают нормальное развитие личности. 

Видовой объект, исходя из названия Главы 16 УК РФ – это общественные отношения, которые обеспечивают жизнь и здоровье другого человека. 

Непосредственным объектом преступлений против жизни являются общественные отношения, складывающиеся по поводу реализации человеком естественного, подтвержденного международными и конституционными актами права на жизнь, и обеспечивающие безопасность жизни. Уголовный закон в равной мере охраняет жизнь каждого лица независимо от состояния его здоровья, моральных свойств и т.д.

Непосредственным объектом преступлений, посягающих на здоровье граждан, соответственно, общественные отношения, складывающиеся по поводу реализации человеком естественного, подтвержденного международными и конституционными актами права на личную неприкосновенность и охрану здоровья, обеспечивающие безопасность здоровья как важнейшего социального блага.

Объективная сторона

Объективная сторона преступления – это выражение общественно опасного поведения вовне, внешняя форма проявления преступления.

Характеристику объективной стороны преступления составляют совокупность обязательных и факультативных признаков. К обязательным признакам объективной стороны относят действие или бездействие (для формальных составов преступления), и деяние, общественно опасные последствия, причинно-следственную связь (для материальных составов преступления).

Остальные признаки относятся к факультативным (место, время, обстановку, орудия, средства, способ совершения преступления). Факультативные признаки, если они перечислены в тексте статьи, становятся обязательными. Несмотря на факультативность признаков, они при расследовании каждого дела подлежат установлению и оценке.

Поскольку объективная сторона характеризует деяние, которое выражается вовне, то большинство преступлений разграничиваются именно по объективной стороне. Исходя из того, какие деяния совершены, какие последствия они повлекли или не повлекли, возможно провести верную квалификацию содеянного.

Преступления против жизни и здоровья совершаются чаще всего  путем действия, хотя, могут быть совершены и путем бездействия. Чаще всего путем действия совершаются убийства и причинения вреда здоровью. 

Путем бездействия – неоказание помощи больному и оставление в опасности. Так, если брать убийство, то для его совершения требуется совершить деяние, которое лишит человека жизни. Чаще всего это деяние нарушает анатомическую целостность человеческих органов, что приводит к гибели организма. 

Немаловажен и тот факт, что убийство может быть совершено и без физического контакта, например, посредством информационного воздействия, когда злоумышленник умышленно провоцировал сердечный приступ у потерпевшего путем сообщения ему неприятных известий.

Составы преступлений данной главы в большинстве своем материальные. То есть для наступления ответственности за преступления против жизни и здоровья в объективной стороне необходимо доказать наличие деяния в форме действия либо бездействия, затем последствия, которое повлекло совершенное деяние, и причинно-следственную связь между ними.

Субъективная сторона

Преступления против жизни и здоровья совершаются умышленно или по неосторожности. 

Однако убийства могут совершаться только с умыслом (прямым или косвенным), что следует из диспозиции ч. 1 ст. 105 УК РФ «умышленное причинение смерти». Как подчеркнул Пленум Верховного Суда РФ, покушение на убийство возможно только с прямым умыслом, т.е.

тогда, когда виновный предвидел наступление смерти, желал ее наступления, но этого не произошло по независящим от него обстоятельствам (ввиду активного сопротивления жертвы, вмешательства других лиц, своевременного оказания потерпевшему медицинской помощи).

Субъект

Главный признак – это возраст уголовной ответственности. То есть для того, чтобы считаться субъектом преступления, лицо должно достичь определенного возраста. 

На данный момент общий возраст уголовной ответственности – 16 лет. В ч. 2 ст. 20 УК РФ содержатся составы преступлений, для которых установлен пониженный возраст уголовной ответственности – в 14 лет. В частности, это следующие преступления исследуемой нами категории: ст. 105 УК РФ, ст. 111, ст. 112. Для них законодатель устанавливает пониженный возраст уголовной ответственности.

Также, в данной Главе предусмотрены и специальные  субъекты для данной категории преступлений.

Пример специальных субъектов

Например, мать, при убийстве новорожденного ребенка (ст. 106 УК РФ), больной венерической болезнью или ВИЧ-инфекцией, который об этом знал (ст. 121-122 УК РФ), статус лица, обязанного оказывать помощь больному (ст.

124 УК РФ), наличие особого служебного положения или статуса, которые были использованы для совершения преступления (ч. 2 ст. 128, ч. 2 ст. 136, ч. 2 ст. 137, ч. 2 ст. 138, ч. 3 ст. 139, п. «б» ч. 2, ч. 3 ст. 141, 142, 142.1, ст. 143, ч. 2 ст. 144, 145.1, п. «г» ч. 3 ст. 146, ст. 149 УК РФ и пр.

), достижение 18-летнего возраста как статус особого субъекта (ст. 134 УК РФ) и т. п.

Источник: https://zaochnik.com/spravochnik/pravo/ugolovnoe-pravo/prestuplenija-protiv-zhizni-i-zdorovja-cheloveka/

Комментарий к Ст. 277 УК РФ

1.

Под объектом посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля понимаются те общественные отношения, которые складываются по поводу и в связи с охраной конституционных основ государства, ее политической системы, обеспечивают беспрепятственность осуществления своих полномочий государственным и общественным деятелем. При этом дополнительным объектом данного деяния выступает жизнь человека (здоровье не является дополнительным объектом данного деяния, поскольку даже при причинении вреда здоровью любой тяжести необходимо наличие умысла на убийство, что исключает квалификацию за причинение вреда здоровью).

Потерпевшими по комментируемой статье могут быть государственные деятели, к числу которых относятся Президент РФ, члены Правительства РФ, судьи КС РФ, ВС РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, члены Совета Безопасности, советники и помощники Президента РФ, его полномочные представители, уполномоченные при Президенте РФ, депутаты и сенаторы федеральных и региональных уровней, руководители министерств, служб, агентств и их заместители и другие государственные служащие, которые своей деятельностью реализуют государственно-властные функции на федеральном и региональных уровнях. К государственным деятелям также относятся официально зарегистрированные кандидаты в президенты, кандидаты в законодательные и исполнительные органы власти РФ и субъектов РФ, их доверенные лица, члены избирательных комиссий и т.п.

Общественные деятели — это лица, активно участвующие в руководстве зарегистрированными политическими партиями и общественными объединениями, незапрещенными религиозными конфессиями, профессиональными союзами и иными общественными организациями.

Потерпевшими от данных преступлений могут быть признаны общественные деятели, в том числе и оппозиционных партий, движений и организаций, существующих в правовом поле РФ, т.е. зарегистрированные в установленном законом порядке и осуществляющие свою деятельность в соответствии с российским законодательством.

При решении вопроса об ответственности за рассматриваемое преступление важно иметь в виду, что потерпевшим по комментируемой статье не может быть гражданин иностранного государства или международной организации.

В том случае, если виновный причинил вред здоровью такого лица или готовился или покушался на такое причинение, при отсутствии признаков посягательства на жизнь, ответственность наступает по иным нормам Особенной части УК, равно как и в тех случаях, когда преступление против жизни и здоровья совершено в отношении родственников такого лица.

Посягательство на жизнь и здоровье иных категорий государственных служащих или представителей общественных организаций в связи с осуществлением ими служебной деятельности или выполнением общественного долга наступает по иным общим и специальным нормам Особенной части УК (п. «б» ч. 2 ст. 105, ст. ст. 317, 318).

2. Конструкция объективной стороны данного состава преступления является усеченной, т.е. момент окончания преступления перенесен на стадию покушения. Преступление признается оконченным при совершении виновным лицом любых действий, направленных на непосредственное выполнение объективной стороны данного деяния.

Последствия в виде смерти или причинения вреда здоровью, при наличии признаков посягательства на жизнь, не влияют на квалификацию и не являются обязательными .———————————

Такой вывод соответствует Определению КС РФ от 19.02.2003 N 72-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Тимирбулатова С.Х.

на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 57 и статьей 317 Уголовного кодекса Российской Федерации».

Приготовительные действия следует оценивать с учетом правил, предусмотренных ст. 30 УК. Дополнительной квалификации, в случае причинения вреда здоровью при покушении на жизнь, с соответствующими статьями Особенной части УК не требуется.

3. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла.

При решении вопроса об ответственности за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля обязательным является установление умысла у виновного, направленного на причинение смерти, наличие такого умысла определяется в соответствии с критериями, приведенными в Постановлении Пленума ВС РФ от 27.01.1999 N 1.

Наряду с виной конструктивными признаками преступления являются также цель и мотив, а именно желание прекращения политической деятельности государственных или общественных деятелей, а также месть за такую деятельность. Поэтому обязательным является доказывание направленности умысла, установление целей и мотивов преступления. Важно, чтобы посягательство осуществлялось именно за политическую деятельность потерпевшего.

4. Субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

В случае если лицо не достигло возраста уголовной ответственности по комментируемой статье, при этом выполнило объективную сторону данного деяния, ответственность наступает по п. «б» ч. 2 ст. 105 УК при наличии всех оснований, в том числе субъективных (возрастная вменяемость).

При совершении посягательства наемным убийцей вопрос о его ответственности решается исходя из принципов вины и соучастия.

Если исполнитель не знал и не мог знать подлинных целей заказчика преступления, то он подлежит ответственности за убийство по общей норме (ч. 2 ст. 105 УК).

Если же исполнитель знал о целях преступления, то он подлежит ответственности за его исполнение, а заказчик — за подстрекательство или организацию посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля.

5. В отличие от государственной измены и шпионажа, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, как особо тяжкое преступление, наряду с лишением свободы на срок от 12 до 20 лет предусматривает наказание в виде пожизненного лишения свободы, что обусловлено дополнительным объектом посягательства.

Источник: http://stykrf.ru/277

Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля: статья 277 УК РФ, ответственность в 2019 году

Посягательство на жизнь и здоровье ук рф

Государственные деятели — это руководители и иные должностные лица высших государственных органов законодательной, исполнительной и судебной властей, служащие органов прокуратуры РФ, субъектов РФ, если деятельность носит политический характер.

Прежде всего, это Президент РФ, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации Федерального Собрания РФ, члены Правительства РФ, руководители министерств, федеральных агентств и служб, лица, занимающие аналогичные должности субъектов РФ.

Статья 277 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность. Состав преступления является по своей конструкции усеченным.

Это означает, что посягательство оканчивается не только в случае убийства, но и покушения на убийство.

Наступление смерти или причинение вреда здоровью любой тяжести либо полное отсутствие таких последствий — признаки данного состава преступления, которые не требуют дополнительной квалификации при наступлении вредных последствий по статьям об убийстве (ст. 105 УК) либо умышленном причинении вреда здоровью (ст. ст. 111, 112 УК).

Общественные деятели — это лица, возглавляющие руководящие органы, входящие в их состав или активно участвующие в работе политических партий, общественных движений и объединений, фондов, профессиональных союзов на федеральном и региональном уровнях.

Статьи не касаются членов семьи и близких родственников государственных или общественных деятелей, так как им соответствуют другие статьи УК РФ.

Состав и квалификация

Статья 277 Уголовного Кодекса РФ раскрывает суть рассматриваемого преступления, а именно:

Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность, — наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью.

Из приведённого положения можно сделать вывод, что объект посягательства по ст.

277 УК РФ — это общественные отношения и суждения, складывающиеся из конституционных и политических основ и из обеспечения беспрерывного исполнения государственных и общественных положений.

Но, кроме перечисленных основ, обязательным объектом данного преступления является покушение/посягательство на жизнь, то есть наличие умысла на причинение смерти.

Это важный момент, так как отсутствие у виновного желания убить государственного или общественного деятеля, даже если был причинён тяжкий вред здоровью, состава рассматриваемого преступления не образует.

Основываясь на действующих нормативно-правовых актах, можно выделить следующих лиц, которые могут быть признаны потерпевшими по статье 277 УК РФ:

Государственные деятели            Общественные деятели
Президент РФЧлены общественной палаты России
Члены Правительства РФБлаготворители и меценаты России
Судьи Конституционного Суда РФРуководители не запрещённых религиозных конфессий
Члены Совета БезопасностиРуководители профессиональных союзов
Помощники и советники Президента РФРуководители политических партий
Депутаты федеральных и региональных уровнейРуководители общественных объединений
Кандидаты в ПрезидентыРуководители оппозиционных партий, движений и организаций
Члены избирательных комиссий
Кандидаты в исполнительные и законодательные органы власти РФ

Главное, что необходимо понимать: деятельность «потерпевших» должна быть основана на законных основаниях и зарегистрирована должным образом. При этом потерпевшим не может являться лицо с иностранным гражданством или лицо, представляющее международную организацию, а также родственники вышеперечисленных категорий граждан.

Объективная сторона рассматриваемого преступления носит усечённый характер, считается оконченной с момента осуществления виновным лицом любых действий, связанных с фактическим посягательством на жизнь общественного или государственного деятеля, например, с целенаправленной стрельбой в жизненно важные органы, удар ножом в область сердца.

С субъективной стороны, кроме прямого умысла на причинение смерти деятелю, необходимо наличие мотивов на пресечение осуществления потерпевшим его законной государственной или политической деятельности или в качестве мести за её совершение.

К примеру, предположим следующую выдуманную ситуацию: гражданин «А» был не согласен с решениями местного главы администрации — гражданина «Б», жителя своего родного небольшого поселения.

Несмотря на то, что действия «Б» не нарушали положений действующего законодательства, по крайней мере, напрямую, жители поселения возмущались его решениями.

Гражданин «А», радикально настроенный на изменение установленных главой администрации порядков, во время открытия очередного сомнительного заведения в городе, используя охотничье ружьё, произвёл два точных выстрела гражданину «Б» в область груди. Пострадавшего удалось спасти.

Статья 277 УК – посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля

Законодатель делает акцент на том, что целью совершения такого деяния является оказание влияния на профессиональную деятельность. Целью подобного посягательства может быть месть за деятельность, которую человек ведёт, его решения  и распоряжения.

Государственные деятели, согласно Конституции России, пользуются дополнительными гарантиями, расширенными правами по защите жизни. Законом предполагается, что подобный вид работы может не нравиться некоторым гражданам, которые решаются реально посягнуть на сотрудников госаппарата.

Именно поэтому в рассматриваемой статье отсутствует разделение, в чём заключалось посягательство: убийство или покушение.

Норма закона предусматривает в данном случае одно наказание — «лишение свободы на срок от двенадцати до двадцати лет, либо пожизненное лишение свободы, либо смертная казнь».

Непосредственный сотрудник политического ведомства или связанной с ним общественной организации должен работать спокойно, без опасения за свою жизнь.

Хотя в судебной системе давно введён мораторий на применение смертной казни, Уголовный Кодекс по-прежнему его содержит.

Отличительные черты этого наказуемого действия:

  1. Посягательство не разделено на покушение и убийство.
  2. Преступное действие распространяется исключительно на государственного или общественного деятеля.
  3. Суровое наказание, предполагающее лишение свободы пожизненно или смертную казнь. Сегодня высшей мерой наказания может считаться пожизненное тюремное заключение.

Такие факторы говорят только о том, что преступление признано одним из наиболее тяжких и опасных не только для общества, но и для государства.

Источник: https://yuristius.ru/ugolovnoe/prestupleniya/protiv-gosudarstvennoj-vlasti/posyagatelstvo-na-zhizn-gosudarstvennogo-obshhestvennogo-deyatelya

Мвд по рсо-алания предупреждает: посягательство на жизнь и здоровье сотрудника полиции не остается безнаказанным

Посягательство на жизнь и здоровье ук рф

25 января в ходе несения службы сотрудники ДПС ГИБДД УМВД России по г. Владикавказу РСО-Алания за нарушение правил дорожного движения попытались остановить автомобиль ВАЗ-2115. Автотранспортное средство было остановлено, однако, водитель вышел из машины и побежал в сторону расположенного недалеко ресторана, где находилась группа молодых людей. 

На требование сотрудников полиции пройти назад к автомобилю для составления административного протокола, водитель ответил, что у него отсутствуют документы на право владения и пользования автотранспортным средством.

Во время разбирательств, к сотрудникам ДПС подошли неизвестные молодые люди с требованием не применять меры административного характера к водителю. Получив отказ, они стали выражаться грубой нецензурной бранью и применили физическую силу в отношении полицейских.

В целях отражения нападения и задержания злоумышленников, полицейские применили табельное оружие, произведя выстрелы в воздух.Для оказания содействия на место происшествия незамедлительно прибыли сотрудники ДПС МВД по РСО-Алания и Нацгвардии.

Принятыми мерами трое задержанных в возрасте от 25 до 34 лет, включая водителя ВАЗ-2115, были доставлены в отдел полиции №2 УМВД РФ по г. Владикавказ. Составлены административные протоколы в соответствии с ч.1 ст. 20.1. КоАП РФ.

Собранные материалы в отношении правонарушителей направлены в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации по РСО-Алания для возбуждения уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 статьи 318 Уголовного кодекса Российской Федерации «Применение насилия в отношении представителя власти». Санкция данной части статьи предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до десяти лет.

Полиция информирует:

За неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, в связи с исполнением обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей частью 1 ст. 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

За посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов, военнослужащего, а равно их близких в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо из мести статьей 317 УК РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью.

За применение насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей часть 1 ст.

318 УК РФ предусматривает наказание в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Санкция части 2 ст. 318 УК РФ за применение насилия, опасного для жизни или здоровья, в отношении лиц, указанных в части первой ст. 318 УК РФ предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до десяти лет.

За публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением статьей 319 УК РФ предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

Для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции, для пресечения оказываемого ему сопротивления, для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья, сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы).

В соответствии со статьей 18 Федерального закона РФ от 07.02.

2011 № 3-ФЗ «О полиции» сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Источник: https://15.xn--b1aew.xn--p1ai/news/item/15621209/

К вопросу об уголовной ответственности за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа

Посягательство на жизнь и здоровье ук рф

Болдырева Н. В. К вопросу об уголовной ответственности за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа [Текст] // Актуальные вопросы юридических наук: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, ноябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 80-82. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/43/2958/ (дата обращения: 14.10.2019).

Важнейшими задачами, стоящими перед государственной властью в России, является обеспечение законности, борьба с преступностью и правонарушениями. Стабильность общественных отношений в стране, обеспечение безопасности отдельно взятого индивида осуществляет профессиональная деятельность правоохранительных органов.

В связи с этим, основными задачами правоохранительных органов являются контроль над криминальной обстановкой в государстве, обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности, жизни и здоровья личности, а в случае нарушения этих прав – обеспечение равного доступа к правосудию с целью восстановления нарушенных прав, свобод и интересов.

Однако, в связи с осуществлением своей профессиональной деятельности сотрудники правоохранительных органов ежедневно подвергаются опасности со стороны преступных элементов, поэтому государство пытается обеспечить сохранность всеми, в том числе и уголовно-правовыми мерами, их жизнь и здоровье.

Общественная опасность данных криминальных деяний остается весьма высокой, так как они посягают не только на интересы правосудия, функционирование судов, органов следствия и дознания, деятельность по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, но и на такие основополагающие блага как жизнь и здоровье сотрудника правоохранительного органа. Уголовная ответственность за преступления против сотрудников правоохранительных органов предусмотрена в главе 32 Уголовного Кодекса РФ, а наиболее полная защита отражена в федеральном законе «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» [1] и федеральном законе «О полиции». [2]

Однако в последнее время возникают трудности с квалификацией посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа, поскольку Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР, которое разъясняло применение законодательства о посягательстве на жизнь и здоровье данных лиц отменено, а новое так и не принято.

Встает вопрос, во-первых, кто относится к сотрудникам правоохранительных органов по смыслу ст.317 УК РФ, во-вторых, что означает деятельность по охране «общественного порядка», в-третьих, нет единого понятия термина «посягательство» и различными учеными он трактуется неоднозначно. Э.Ф.

Побегайло относит к посягательству лишь покушение на убийство, но не само лишение жизни. [3 С.125] Такая позиция основывается на том, что многие авторитетные словари русского языка толкуют посягательство как неоконченное действие. Так, например, по толковому словарю В.И.Даля «посягать» – значит «покушаться, дерзать, замышлять, умышлять, намеревать…». П.Ф.

Гришанин, М.П.Журавлев полагают, что «посягательство на жизнь может выразиться в убийстве работника или в покушении на убийство, а равно в нанесении тяжких телесных повреждений».[4 С.86] Аналогичного мнения придерживается С.К.Милюков, который указывает, что по смыслу ст.191-2 Уголовного кодекса РСФСР 1960г. (в УК РФ 1996г. Ст.

317) посягательство на жизнь охватывает не только убийство и покушение на него, но и умышленные тяжкие телесные повреждения опасные для жизни.

Понятие «посягательства» было раскрыто в Постановлении Пленума Верховного Суда РСФСР (далее ВС РСФСР) «О судебной практике по делам о посягательстве на жизнь, здоровье и достоинство работников милиции, народных дружинников и военнослужащих в связи с выполнением ими обязанностей по охране общественного порядка» в п.9, по которому под посягательством на жизнь сотрудников правоохранительных органов следует понимать, как оконченное убийство сотрудников правоохранительных органов, так и покушение на убийство. Однако, изучив мнение ученых и исследователей данной проблемы, можно понять, что это не совсем удачное определение понятия «посягательства», т.к. например, оно не отвечает принципу справедливости – предусмотрено одинаковое наказание и за оконченное убийство, т.е. лишение жизни сотрудника правоохранительных органов, и за покушение на убийство.

Следует отметить, что на сегодняшний день, и в уголовном законодательстве, и на уровне разъяснений постановлений Пленума ВС РФ отсутствует определение «посягательства на жизнь сотрудника правоохранительных органов».

В УК РФ оно действует на уровне термина, в связи с чем нам представляется законодательная регламентация этого понятия. Поскольку, Постановление Пленума ВС РСФСР было отменено Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 6 февраля 2007 г.

N 8 “О признании утратившими силу некоторых постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации”, а нового до сих пор не приняли, то можно отметить, что это пробел в уголовном законодательстве.

Ряд указанных нами вопросов требует дополнительных разъяснений, в связи с этим считаем нужным принятие нового Постановления ВС РФ, которое разъяснит недостатки предыдущего постановления и ряд новых спорных вопросов квалификации. По нашему мнению, требуется расширить понятие посягательства, т.к. ст.

317 УК РФ перестает отражать обстоятельства, повышающие общественную опасность содеянного. Например, уголовный закон не дает однозначного ответа на вопрос, как квалифицировать посягательство на жизнь и здоровье сотрудника правоохранительных органов, если оно было совершено с особой жестокостью или общеопасным способом. Если квалифицировать это преступление по ст.

317 УК РФ, то не учитывается возросшая опасность содеянного данного преступления.

Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа является единственным в главе о преступлениях против порядка управления, относящимся к категории особо тяжких преступлений.

Повышенная общественная опасность указанного состава преступления заключается в том, что преступник своим деянием одновременно посягает на два значимых объекта преступления – нормальную деятельность правоохранительных органов по охране общественного порядка и общественной безопасности и, кроме этого, на жизнь и здоровье лица, осуществляющего указанную деятельность.

Оценка законодателем опасности этого деяния находит свое выражение в санкции – альтернативным видом наказания является смертная казнь. В теории уголовного права до сих пор не сложилось единого мнения по поводу объекта данного преступления. Одни ученые считают, что объектом преступления является жизнь сотрудника правоохранительного органа, т.к.

она является необходимой «предпосылкой нормальной деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности». [5, С.

13] Вторые считают, что объектом являются общественные отношения между субъектами управленческой деятельности: представителями органов власти, выполняющих административные, распорядительные полномочия и гражданами, которые должны подчиниться их правомерным требованиям. В последнее время появилась научная точка зрения о двуедином объекте, т.е.

наличии в одном объекте признаков двух объектов. Иные ученые, классифицируют посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, как двухобъектное преступление, в котором один объект основной, а другой факультативный. Согласно, этой точки зрения, при посягательстве на жизнь и здоровье сотрудника правоохранительного органа в качестве основного объекта выступает законная деятельность правоохранительного органа, а как дополнительный объект – жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, или их близких.

Следует отметить, что жизнь и здоровье сотрудника следует считать основным объектом, поскольку порядок управления направлен на защиту интересов личности, а жизнь, любого человека, в том числе и сотрудника правоохранительных органов провозглашена высшей ценностью. Аналогичной точки зрения придерживается С.А.

Борисихина, которая определила непосредственный объект посягательства на жизнь сотрудника правоохранительных органов как общественные отношения «обеспечивающие безопасность жизни сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих и их близких».[6] В уголовно-правовой литературе встречаются суждения, отрицающие двухуровневый характер объекта такого преступления.

Так, еще в начале 80-х годов XX века Н.И.

Панов высказал свою точку зрения по этому поводу: «Обеспечение нормальной деятельности сотрудников милиции по охране общественного порядка вызывает необходимость обеспечить неприкосновенность жизни и здоровья субъектов этой деятельности… Поэтому уголовно-правовая охрана жизни и здоровья указанных лиц в связи с выполнением ими обязанностей по охране общественного порядка одновременно означает и защиту от преступных посягательств нормальной деятельности органов милиции».

Посягательства на жизнь сотрудников правоохранительных органов серьезная проблема, как для нашего общества, так и для государства в целом. Это связано с тем, что данные государственные структуры сохраняют стабильность общественных отношений в стране и обеспечивают безопасность отдельно взятого индивида.

Общественная опасность рассматриваемых деяний остается весьма высокой, так как они посягают не только на интересы правоохранительных органов, функционирование судов, органов следствия и дознания, деятельность по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, но и на такие основополагающие блага как жизнь и здоровье вышеуказанных лиц.

Посягательства на жизнь вышеуказанных лиц опасны еще и потому, что они подрывают авторитет государственных органов и порождают недоверие у населения к органам власти и должностным лицам.

А отечественное законодательство в свою очередь не может в должной мере обеспечить уголовно-правовую защиту сотрудников правоохранительных органов, поэтому требуется не просто создание эффективной нормативной базы по защите сотрудников правоохранительных органов, а создание специальной государственной программы.

Кроме того, проанализировав статистику можно сделать вывод о том, что количество возбужденных дел несоизмеримо меньше, чем реальных фактов посягательств. Это связано с тем, что отсутствует Постановление Пленума Верховного суда РФ, которое будет разрешать вопросы судебной практики по данным преступлениям и регламентировать понятие «посягательство».

Литература:

  1. ФЗ от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ “О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов” (с изменениями и дополнениями)

  2. ФЗ от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции»

  3. Э.Ф.Побегайло//Умышленные убийства и борьба с ними.

  4. В.

    И.Даль // Толковый словарь живого великорусского языка

  5. С.И.Сухоруков// Уголовно-правовая охрана жизни сотрудника правоохранительного органа

  6. С.К.Милюков// К понятию посягательства на жизнь работника милиции или народного дружинника

  7. Ф.Н. Аббасов, Г.А.

    Агаев // Теоретические и правоприменительные проблемы квалификации посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа. – Вестник Санкт-Петербургского университета. – №3 – 2010г.

  8. С.А.

    Борисихина// Уголовно-правовые аспекты борьбы с посягательством на жизнь сотрудника правоохранительных органов.

Источник: https://moluch.ru/conf/law/archive/43/2958/

ПреступлениямНет