Подтверждение классности водителя 1 класс

Что должен уметь водитель первого класса – Справочник автомобилиста

Подтверждение классности водителя 1 класс

Присвоение классности водителям в различных организациях практикуется еще со времен СССР. Классность дает право водителю получать определенную надбавку к зарплате.

Классность водителей по категориям

В 2018 году, как и ранее, присвоение классности водителям в РФ регулирует Квалификационный справочник профессий рабочих, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.

1984 №58/3-102, которым устанавливаются месячные оклады (далее – Справочник) и который в части, имеющей отношение к классности водительского состава, все еще в силе, поскольку соответствующие профессиональные стандарты пока не разработаны.

Еще советский документ гласит, что водителям могут присваиваться 3 класса, они зависят категорий конкретного водителя и продолжительности работы на одном месте.

При оформлении на работу классность присваивается на основании водительских прав:

  • водитель 1 класса – получает специалист с категориями В, С, Д, Е.
  • 2 класс – категории В, С, Е либо Д и Е (то есть, есть два варианта сочетания категорий).
  • 3 класс – категории В, С либо только одна категория Д.

В процессе дальнейшей работы в компании повышение категорий зависит от того, как долго трудится в ней человек.

Присвоение классности водителям

Условия, при которых происходит повышение или понижение установленной при приеме на работу классности, прописано в Справочнике, вместе с тем Отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному транспорту, которое в настоящий момент продлено до 2019 года (далее – Соглашение) имеет в наличии указание, что на предприятии должно быть разработано свой локальный акт о классности.

Порядок присвоения классности водителям на предприятии

У работодателя классность водительскому составу повышается спецкомиссией, которая утверждается приказом руководства. В своей работе комиссия использует Справочник и внутренний документы, к примеру, Положение о классности, которые определяют, от чего зависит классность водителя.

Соответственно повышение происходит:

  • с 3 класса на 2;
  • со 2 класса на 1.

Водитель 3 класса может его повысить при условии непрерывной трехлетней работы в этой должности.

Водитель 2 класса получает право на повышение при продолжительности работы не менее 2 лет. Соответственно, отработав этот срок на одном месте, он получит статус водитель 1 класса. Какие категории открыты у него в правах уже не будет иметь значения.

Понижение классности

Понижение ранее установленной классности возможно в следующих случаях:

  • регулярное нарушение трудовой дисциплины, правил дорожного движения и правил эксплуатации машины;
  • невыполнение требований, которые прописаны в Справочнике для установленного водительского класса;
  • трудоустройство на новую работу. В этом случае, классность присваивается вновь, согласно правам.

Например, уволенный сотрудник имеет только категории В и С, но благодаря стажу работы имел должность водитель 1 класса. Требования Справочника указывают, что на следующее место работы он может устроиться только водителем 3 класса.

Как оплачивается классность водителям в России

Присвоение водительского класса позволяет получать различные надбавки к заработной плате. Соглашение прописывает следующие надбавки:

  • За 1 класс – 25% от оклада либо другой тарифной единицы;
  • За 2 класс – 10% от оклада или тарифной единицы;
  • За 3 класс доплата не предусматривается.

Надбавка за классность водителям может быть установлена работодателем на свое усмотрение, но при этом, если он в 30-дневный срок не предоставил письменный отказ от участия в Соглашении, то она не может быть меньше, той, что установлена в этом документе (25% и 10% соответственно). Это установлено письмом Минздравсоцразвития № 338-ТГ от 24.07.08.

Соответственно, доплата за классность водителям, должна быть равна или больше той, что установлена в Соглашении.

Также, вышеуказанный документ устанавливает, что работодатели, которые решились доплатить своим водителям за классность, должны разработать следующие документы:

  • Положение о присвоении классности;
  • Положение о доплате за классность.

Начисление такой добавки водителям устанавливается приказом по организации.

Обязательно ли устанавливать классность водителей по категориям

Руководство компании вполне себе может не присваивать классность своим работникам, законодательство их к этому не принуждает. Соответственно, не обязательна и доплата за классность водителям. В этом случае человек принимается просто на должность водителя.

Квалификационный справочник профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, регламентирует, как получить классность водителя, условия и порядок ее повышения при работе на одного работодателя. Если компания все же присваивает своим водителям классность, она должна производить и начисление надбавок за нее.

Источник: https://spmag.ru/articles/klassnost-voditeley

Как присваивается классность водителям

A» — мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами; — «B» — автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест, помимо сиденья водителя, не более восьми; — «C» — автомобилями, за исключением относящихся к категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг; — «D» — автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; — «E» — составами транспортных средств с тягачом, относящимся к категориям «B», «C» или «D», которыми водитель имеет право управлять, но которые не входят сами в одну из этих категорий или в эти категории. Водительское удостоверение с разрешающей отметкой «трамвай» подтверждает право на управление только трамваями, с отметкой «троллейбус» — только троллейбусами. Но сами по себе категории никакой классности не устанавливают.

Нюансы присвоения классности водителям

Помните, что классность может устанавливаться, а может и не устанавливаться. [important]Это внутреннее дело каждого предприятия.

Для присвоения класса водителю в учреждении должен быть разработан и утвержден локальный нормативный акт (например, положение о присвоении классности водителям), в котором необходимо прописать квалификационные характеристики водителей, указанные в Справочнике утвержденным Постановлением N 58/3-102. [/important]

Водитель автомобиля 3-го класса должен уметь управлять легковыми и грузовыми автомобилями всех типов и марок, категорий «B» или «C», или только автобусами, отнесенными к категории транспортных средств «D», буксировать прицепы весом до 750 кг, а также устранять возникшие во время работы на линии мелкие эксплуатационные неисправности подвижного состава, не требующие разборки механизмов.

Классность водителя как определить

[attention]Одним из условий присвоения классов является прохождение водителями подготовки (переподготовки, повышения квалификации) в учреждениях образования, имеющих лицензию на право осуществления такой деятельности, сдача квалификационных экзаменов и получение в органах Государственной автомобильной инспекции водительского удостоверения установленного образца с разрешающей отметкой на право управления соответствующими категориями транспортных средств («В», «С», «D», «Е»). [/attention]При рассмотрении вопроса о присвоении класса квалификационная комиссия должна проверить наличие в водительских удостоверениях разрешающих отметок на право управления транспортными средствами тех категорий, которыми управляет водитель и которые предусмотрены в соответствующих классах квалификационными характеристиками.
Другим условием присвоения классов является соблюдение требований по стажу работы в качестве водителя.

Рассылка новостей журнала «заработная плата»

Непрерывный стаж работы должен быть не менее двух лет в качестве водителя автомобиля 2 класса на данном предприятии.

Кроме требований, предусмотренных квалификационными характеристиками, для присвоения квалификации второго и первого класса водители автомобилей должны иметь хорошие показатели в работе (систематически выполнять планы, графики перевозок и расписания движения, не иметь перерасхода топлива против установленных норм), соблюдать трудовую и производственную дисциплину: не иметь за последние три года работы нарушений правил дорожного движения, повлекших за собой дорожно-транспортные происшествия или лишение водительских прав, а также нарушений в течение последнего года правил технической эксплуатации, правил техники безопасности и рабочих инструкций.
3. Порядок присвоения классности.

Источник: http://askupka.ru/chto-dolzhen-umet-voditel-pervogo-klassa/

Правильно присваиваем квалификационные классы водителям автомобиля. Якушева А

Подтверждение классности водителя 1 класс

В сфере регулирования трудовых отношений и оплаты труда произошли существенные изменения в законодательстве в части присвоения квалификационных классов водителям автомобилей.

Данный материал позволит разобраться специалистам по кадрам практически со всеми сложными вопросами, возникающими при присвоении квалификационных классов водителям в новых условиях.

Квалификационные классы являются критерием оценки уровня профессионального мастерства водителей автомобиля. Они зависят от сложности управления механическими транспортными средствами, профессиональной подготовки и опыта работы водителя автомобиля.

Согласно трудовому законодательству присвоение водителю автомобиля квалификационного класса осуществляется нанимателем в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (далее – ЕТКС) и Общими положениями ЕТКС, утвержденными постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.03.2004 № 34 (далее – Общие положения) (ст. 61 Трудового кодекса (далее – ТК)).

Класс водителю автомобиля может присваиваться как при приеме на работу после подготовки в учебной организации, прошедшей обязательную сертификацию, так и в процессе их работы, в т.ч. в связи с переподготовкой.

Обратите внимание
на особенности понятия классности для водителя

Особенность тарификации профессии водителя автомобиля в отличие от большинства других профессий заключается в том, что она не тарифицируется по разрядам, но по ней предусмотрено 3 квалификационных класса (соответственно 3-й, 2-й, 1-й).

Таким образом, вначале водителю автомобиля присваивается квалификационный класс, а затем наниматель может (но не обязан) поручить такому работнику в порядке перевода работу по присвоенному квалификационному классу.

В отличие от квалификационного разряда квалификационный класс по профессии «водитель автомобиля» не отражает тарификацию выполняемых работ.

Например, в организациях, в которых система оплаты труда построена на Единой тарифной сетке работников Республики Беларусь, квалификационный разряд соответствует тарифному разряду и непосредственно влияет на формирование тарифной части заработной платы.

У водителей автомобилей тарифная часть заработной платы в такой ситуации зависит в первую очередь от характеристики автомобиля, управление которым поручено водителю.

А классность вообще может никак не влиять на оплату труда, так как за нее выплачивается надбавка, которая является выплатой стимулирующего характера (т.е. она выплачивается по усмотрению нанимателя).

Еще одной особенностью квалификационного класса является то, что он в отличие от квалификационного разряда присваивается только нанимателем, у которого работает водитель автомобиля.

Есть различие: присвоение водителю нового класса и поручение работы по другому классу

Присвоение квалификационного класса и поручение работнику работы по другой квалификации (другому квалификационному классу) – это два различных действия: одно оформляет результат успешного профессионального обучения работника, а второе является изменением трудовой функции работника по сравнению с обусловленной в трудовом договоре.

Присвоение квалификационного класса происходит в соответствии с Общими положениями на основании приказа руководителя организации с учетом заключения квалификационной комиссии.

При присвоении работнику квалификационного разряда, класса, категории по его профессии, специальности, должности (впервые либо нового, более высокого) делается запись о присвоении разряда (класса, категории) (заметим, не о переводе).

Поручение работнику работы по другой квалификации само по себе не влечет изменения присвоенного работнику ранее квалификационного класса.

Например, водителю автомобиля, имеющему 2-й класс, может быть поручена работа по 3-му классу. В этой ситуации присвоенная работнику квалификация не изменяется (что подтверждается соответствующей записью в трудовой книжке о присвоении ему 2-го класса и т.п.).

Выбор кадровой политики в части присвоения классов водителям автомобилей

Наниматель самостоятельно в зависимости от ситуации в организации выбирает необходимую кадровую политику, в частности:

– необходимость и возможность организации обучения работников организации на получение права управления транспортными средствами высшей категории. В данной ситуации организация принимает решения о подготовке необходимых ей водителей автомобилей из числа имеющихся работников или посредством их привлечения;

– необходимость и возможность установления надбавки за классность и (или) иных мер стимулирования профессионального роста водителей автомобиля;

– необходимость и возможность создания в организации квалификационной комиссии (или обращение при необходимости за услугами к сторонним квалификационным комиссиям) и т.п.

При этом важным является закрепление в локальных нормативных правовых актах выбранной кадровой политики в области классности водителей.

ЭТО ВАЖНО! Организация самостоятельно определяет порядок присвоения квалификационных классов водителей автомобилей.

В локальном нормативном правовом акте, регламентирующем порядок присвоения классов водителям автомобилей, желательно также предусмотреть порядок понижения класса (на срок не более3 месяцев) в случае систематических нарушений

правил дорожного движения, повлекших за собой дорожно-транспортные происшествия, лишение водителя прав на управление транспортным средством, нарушение трудовой дисциплины и т.п.

При необходимости возможна разработка и утверждение локальных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок направления на профессиональное обучение по профессии «водитель автомобиля», повышение квалификации, переобучение водителей автомобилей.

Так, в организации может быть разработано и утверждено, например, положение об обучении в организации. В данном положении, в частности, может быть предусмотрен порядок определения потребности организации в обучении своего персонала (организация подачи заявок на обучение, их согласование, составление смет на обучение, составление и утверждение годового плана на обучение и т.п.).

Общие требования для присвоения классности водителю

Вопрос присвоения (повышения) класса рассматривается квалификационной комиссией организации на основании заявления водителя автомобиля и по представлению руководителя соответствующего структурного подразделения.

Проверка теоретических знаний и практических навыков производится на основе требований, предусмотренных в квалификационных характеристиках водителей, содержащихся в выпуске 52 ЕТКС, утвержденном постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 25.11.2003 № 147.

Общими условиями присвоения классов водителям являются:

– прохождение подготовки или переподготовки в учебной организации, прошедшей обязательную сертификацию в Национальной системе подтверждения соответствия;

– сдача квалификационных экзаменов и получение в органах ГАИ МВД водительского удостоверения и талона к нему установленного образца с разрешающей отметкой на право управления соответствующими категориями механических транспортных средств;

– соблюдение требований по стажу работы в качестве водителя;

– знание водителем слесарного дела в объеме работ слесаря по ремонту автомобилей соответствующего разряда.

Подтверждение квалификации
и стажа работы

Присвоение классов водителям автомобилей осуществляется в порядке, предусмотренном нанимателем, а в трудовой книжке работника производится соответствующая запись.

Заметим, что Общие положения и иные акты законодательства не требуют подтверждения в дальнейшем присвоенного ранее водителю автомобиля в установленном порядке класса.

Таким образом, квалификация и опыт работы подтверждаются трудовой книжкой. Водительским удостоверением подтверждается стаж управления автомобилем.

Условия присвоения классов водителям

Для присвоения 3-го класса:

– наличие в водительском удостоверении разрешающих отметок на право управления механическими транспортными средствами, относящимися к категориям «В» или «С»;

– требования по стажу не предъявляются;

– для управления автомобилями, оборудованными специальной звуковой и световой сигнализацией, необходим непрерывный стаж работы в качестве водителя автомобиля не менее 2 лет;

– знание слесарного дела в объеме работ слесаря по ремонту автомобилей 2-го разряда.

Для присвоения 2-го класса:

– наличие в водительском удостоверении разрешающих отметок на право управления механическими транспортными средствами, относящимися к категориям «В» и «Е» или «С» и «Е»; автобусами, отнесенными к категории транспортных средств «Д» или «Д» и «Е»;

– непрерывный стаж работы не менее 2 лет в качестве водителя автомобиля 3-го класса;

– знание слесарного дела в объеме работ слесаря по ремонту автомобилей 3-го разряда.

Для присвоения 1-го класса:

– наличие в водительском удостоверении разрешающих отметок на право управления механическими транспортными средствами, относящимися к категориям «В», «С», «Д» и «Е»;

– непрерывный стаж работы не менее одного года в качестве водителя автомобиля 2-го класса;

– знание слесарного дела в объеме работ слесаря по ремонту автомобилей 4-го разряда.

Инициализация присвоения класса

Вопрос о присвоении (повышении) квалификационного класса водителю автомобиля рассматривается квалификационной комиссией организации (производственного структурного подразделения) на основании заявления рабочего, прошедшего обучение, по представлению руководителя соответствующего подразделения (мастера, начальника смены и т.д.).

Кроме того, право на повышение квалификационного класса в установленном порядке имеют рабочие, успешно выполняющие работы более высокой квалификации не менее 3 месяцев в течение года.

Также более высокий квалификационный разряд рабочему наниматель вправе присваивать с учетом разработки и реализации им эффективных мер по экономии и рациональному использованию топливно-энергетических и материальных ресурсов (п. 13 Общих положений).

Таким образом, действующее законодательство выделяет 3 основания для присвоения в т.ч. квалификационного класса:

– прохождение работником обучения;

– успешное выполнение работником работы более высокой квалификации не менее 3 месяцев в течение года;

– разработка и реализация эффективных мер по экономии и рациональному использованию топливно-энергетических и материальных ресурсов.

Инициировать присвоение водителю автомобиля более высокого класса может как сам работник, так и руководитель соответствующего подразделения. Ниже приведены различные варианты оформления заявлений работников о присвоении им более высокого квалификационного класса.

Порядок присвоения классности водителю

Поскольку обязательные требования к проведению процесса присвоения классности ТК и другими нормативными документами, содержащими нормы трудового права, не установлены, то для проведения процедуры присвоения классов водителям автомобиля в организации необходимо разработать ряд локальных нормативных правовых актов.

На основании требований Общих положений для решения вопросов о присвоении (снижении) уровня квалификации (классности) в организации создается квалификационная комиссия под председательством руководителя организации или иного лица, назначенного соответствующим приказом.

Состав и полномочия комиссии утверждаются приказом или распоряжением руководителя организации.

Для рассмотрения вопроса о присвоении класса водитель автомобиля пишет заявление, его непосредственный руководитель оформляет представление. В представлении даются оценка деятельности работника, его деловых качеств, информация о стаже работы и предложение о присвоении квалификационного класса.

Образец заявления на прохождение квалификационного экзамена смотрите в рубрике «Полезная документация» на
с. 26 журнала.

Образец представления на присвоение квалификационного класса водителю автомобиля смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 26 журнала.

Проведение квалификационного экзамена

Для присвоения водителю автомобиля класса квалификационной комиссией проводится квалификационный экзамен, который может состоять из 2 частей:

– проверки теоретических знаний;

– проверки практических знаний (выполнения пробной работы).

Оформление результатов квалификационного экзамена в форме заключения квалификационной комиссии

Заключение квалификационной комиссии о присвоении квалификационного класса водителю автомобиля оформляется протоколом.

Образец протокола заседания квалификационной комиссии смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 28 журнала.

Затем необходимо издать приказ о присвоении класса и снести соответствующую запись в трудовую книжку.

При присвоении водителю автомобиля квалификационного класса (впервые либо нового, более высокого) производится соответствующая запись: «Присвоен такой-то квалификационный класс» (часть четвертая п. 21 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной постановлением Минтруда РБ от 09.03.1998 № 30).

Кроме того, сведения вносятся в личную карточку водителя о присвоении класса.

Сведения о повышении класса могут быть внесены в личную карточку, если они в ней предусмотрены.

Анна Якушева, экономист

Источник: https://www.spok.by/izdaniya/ya-spok/pravilno-prisvaivaem-kvalifikatsionnye-k_0000000

Водитель на предприятии

Подтверждение классности водителя 1 класс

Начнем наш разговор с Классификатора профессий. В нем профессионального наименования работы просто «водитель» не существует.

Все дело в том, что Классификатор профессий «привязал» водителя к транспортному средству, которым тот управляет. Вот и получились такие профессиональные наименования работ*, как:

— «водій автотранспортних засобів», код КП 8322;

— «водій автотранспортних засобів (водій таксі)», код КП 8322;

— «водій всюдихода», код КП 8331, код ОКПДТР 11447;

— «водій навантажувача», код КП 8334, код ОКПДТР 11453 и так далее.

Так что будьте внимательны при формировании штатного расписания, внесении сведений о работе в трудовую книжку работника и заполнении «кадровых» граф 12 — 15 таблицы 5 Отчета по ЕСВ.

Мы же сегодня особое внимание уделим водителям автотранспортных средств как самой многочисленной категории водителей.

Ясно, что управление автомобилем требует от человека определенного мастерства. Уровень этого мастерства у водителей может различаться. Чтобы разграничить водителей с разными профессиональными уровнями, им присваивают квалификацию определенного класса. О том, как это происходит, мы с вами сейчас поговорим.

Классность водителя

Квалификация — это способность выполнять задачи и обязанности определенной работы (см.раздел «Общие положения» Классификатора профессий ДК 003:2010). Для водителей автотранспортных средств уровень квалификации определяется классом.

По общему правилу вновь принятый работник считается водителем III класса.

В процессе работы на предприятии водителю может быть присвоена квалификация II, а затем и I класса

Это следует из примечания к п. 4 разд. II Справочника квалификационных характеристик.

Сразу же отметим, что на сегодняшний день присвоение классности водителям является правом, а не обязанностью работодателя.

Но, несмотря на это, многие работодатели все-таки «разбрасывают» водителей по классам с установлением им надбавки за классность.

Этим они мотивируют водителей к (1) повышению мастерства и (2) длительной, беспрерывной работе на благо родного работодателя.

Порядок присвоения классности водителям в действующих нормативно-правовых документах четко не прописан. А это значит, что предприятие может самостоятельно его разработать и утвердить в виде внутреннего документа (локального акта работодателя).

Такой документ может называться, например, «Положение о присвоении классности водителям». При его разработке логично учитывать требования к квалификации водителей, установленные в примечании к п. 4 разд. II Выпуска № 69 Справочника квалификационных характеристик. Так, для присвоения:

— II класса — в удостоверении водителя должно быть разрешение на управление транспортными средствами категорий B, BE, C, CE или DE (D), а также непрерывный стаж работы водителем III классана этом предприятии не менее 3 лет;

— I класса — требуется разрешение на управление транспортными средствами категорий B, BE, C, CE, D, DE, а также непрерывный стаж работы водителем II класса на этом предприятии не менее 2 лет.

Заметьте: в непрерывный стаж, который следует учитывать при присвоении классности водителю, включаем работу водителя на автотранспортном средстве именно у данного работодателя, а не весь период управления автотранспортным средством соответствующей категории.

На присвоение водителю квалификации II и I классов могут влиять также его показатели в работе, соблюдение им трудовой и производственной дисциплины, отсутствие нарушений Правил дорожного движения, правил технической эксплуатации транспортных средств и техники безопасности.

Присваивает классность водителю созданная на предприятии квалификационная комиссия во время квалификационной аттестации. Порядок функционирования такой комиссии и ее полномочия следует прописать в Положении о присвоении классности водителям (см. выше).

Состав комиссии утверждают соответствующим приказом (распоряжением).

В общем случае процедура присвоения класса водителю выглядит так, как показано на рисунке ниже.

Обратите внимание: в период работы на предприятии классность водителя может быть не только повышена, но и понижена. Но одной воли руководителя на это мало. Для этого нужны достаточные основания.

Их следует четко прописать в Положении о присвоении классности водителям.

Так, например, квалификация работника II (I) класса может быть снижена на один класс решением квалификационной комиссии в случае систематического нарушения водителем Правил дорожного движения и/или несоблюдения трудовой дисциплины.

А может ли работодатель оставить за вновь принятым водителем класс, присвоенный ему на предыдущем месте работы? Да, вполне. Однако это не является его прямой обязанностью (см.письмо Минсоцполитики от 07.09.2012 г. № 197/10/137-12). Для таких случаев рекомендуем прописать процедуру сохранения (подтверждения) работникам классности в Положении о присвоении классности водителям.

Кстати, приятным бонусом к повышению классности, как правило, являются надбавки к заработной плате. О них мы с вами поговорим в статье «Надбавки за классность» этого номера.

Кстати, водители относятся к той категории работников, состояние здоровья которых должно постоянно контролироваться. Ведь их работа требует повышенного внимания и напряжения.

Медосмотры

С целью проверки состояния здоровья водителей проводят медицинские осмотры. Виды медосмотров, а также особенности их осуществления устанавливают Положение № 65/80Порядок № 1465 и Порядок № 1238. Приведенная в этих документах информация систематизирована ниже в таблице.

Виды медосмотров и особенности их проведения

Вид медосмотраКогда проводитсяГде и кем проводитсяЧем подтверждается прохождение медосмотраКто оплачивает
ПредварительныйПеред получением права на управление транспортным средством соответствующей категорииВ учреждении здравоохранения медицинской комиссиейМедицинская справка о пригодности к управлению транспортным средством(далее — Медицинская справка)Как правило, кандидат на должность водителя
Форма медицинской справки приведена в приложении 1 к Положению № 65/80. В ней, среди прочего, медицинская комиссия указывает о способности водителя управлять транспортным средством соответствующей категории и срок действия такой справки. При приеме на должность водителя лицо должно предъявить эту справку работодателю.
ПериодическийДля водителей:— в возрасте до 55 лет(включительно) — 1 раз в 10 лет;— в возрасте от 56 до 75 лет (включительно) — 1 раз в 3 года;— в возрасте от 76 лет — 1 раз в год;— которые перевозят пассажиров и грузы(независимо от возраста) — 1 раз в годВ учреждении здравоохранения медицинской комиссиейМедицинская справкаРаботодатель
Ежесменный предрейсовыйПеред выездом в рейс водителя, трудоустроенногоу перевозчикаВ специально отведенном для этого помещении врачами лечебного профиля и/или младшими медработниками с образованием по специальностям «сестринское дело», «лечебное дело»Медработник вносит результаты проведенного медосмотра:— в Журнал по форме № 137-2/о, приведенной вприложении 3 кПоложению № 65/80;— в путевой лист (при его наличии)Работодатель
Ежесменный послерейсовыйВ случае обнаружения у водителя, трудоустроенного у перевозчика, признаков болезни на протяжении смены
Предрейсовые и послерейсовые медосмотры проводят в индивидуальном порядке. Посторонние лица присутствовать на них не должны.Если при проведении предрейсового медосмотра медработник выявляет у водителя признаки нетрудоспособности, повышение или понижение артериального давления, частоты сокращений сердца или значительные отклонения от индивидуальной нормы такого водителя, к управлению транспортным средством его не допускают. Конечно, нельзя допустить к управлению автомобилем и водителя, который находится в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения либо под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость его реакции.Водителей, которые были отстранены от работы по состоянию здоровья, направляют для дообследования в учреждение здравоохранения. Если же в ходе медосмотра у водителя были обнаружены признаки заболеваний или недостатки, перечисленные в Перечне № 299, то его по представлению медработника работодатель направляет на внеочередной медицинский осмотр (п. 4.7 Положения № 65/80).
ВнеочереднойПо направлению работодателя-перевозчикана основании медицинских данных о постоянном ухудшении состояния здоровья водителя либо при обнаружении признаков заболевания или недостатка, вошедшего вПеречень № 299В учреждении здравоохранения медицинской комиссиейМедицинская справкаРаботодатель
ПсихиатрическийПредварительный — перед приемом на работу.Периодический — 1 раз в 2 годаВ психиатрических заведениях, учреждениях здравоохранения, имеющих в своем составе специализированные психоневрологические центры, отделения, кабинеты и оказывающих психиатрическую помощь по месту жительстваводителя врачом-психиатромМедицинская справка о прохождении обязательных предварительного и периодического психиатрических осмотров по форме № 122-2/о, приведенной вприложении 3 кИнструкции № 12Как правило, предварительный осмотр оплачивает кандидат на должность водителя, периодический — работодатель
Заметьте: если в результате обследования у водителя обнаружены признаки психического заболевания (расстройства), приведенного в Перечне № 1465, или в случае несогласия водителя с результатами психиатрического осмотра, он должен пройти дополнительное психиатрическое обследование амбулаторно или в условиях стационара (п. 6 Порядка № 1465). После дополнительного психиатрического обследования решение о наличии психиатрических противопоказаний принимает врачебно-консультационная комиссия.
НаркологическийПервичный — перед приемом на работу.Периодический — 1 раз в 2 годаВ наркологическом учреждении по месту проживания водителяСертификат о прохождении профилактического наркологического осмотраКак правило, первичный осмотр оплачивает кандидат на должность водителя, периодический — работодатель
Если в результате профилактического наркологического осмотра у водителя выявлены признаки наркологического заболевания или он не согласен с результатами такого осмотра, этот водитель должен пройти дополнительное наркологическое обследование, психологическое тестирование и медицинское лабораторное обследование в условиях стационара. Решение о наличии наркологического заболевания в таком случае принимает врачебно-консультационная комиссия (п. 5 Порядка № 1238).

Учтите: водитель не может отказаться от прохождения медицинского (психиатрического, наркологического) осмотра.

В период прохождения медицинского осмотра за работником-водителем сохраняем место работы (должность) и средний заработок (см. ст. 123 КЗоТ и ч. 4 ст. 17 Закона об охране труда).

А если водитель отказывается проходить обязательный медосмотр? В таком случаеработодатель:

во-первых, имеет право в установленном законом порядке привлечь работника, уклоняющегося от прохождения обязательного медицинского осмотра, к дисциплинарной ответственности на основании ст. 147 — 152 КЗоТ,

во-вторых, обязан отстранить его от работы (ст. 46 КЗоТбез сохранения заработной платы. Однако надеемся, что до этого не дойдет. Медосмотры будут пройдены и водитель допущен к управлению автотранспортным средством.

Другие материалы из “Налоги и бухгалтерский учет”, 2019, № 53:
Профессия: охранник/сторож
Принимаем на работу продавца
Водители: режим работы и отдыха
Организовываем работу продавцов и охранников
Суммированный учет рабочего времени
Оплатные «фишки»
Водители: разъездной характер работы VS командировка?
Ненормированный рабочий день
Надбавки за классность

Подписаться на “Налоги и бухгалтерский учет”

Источник: https://buhgalter911.com/news/news-1044253.html

Классность водителей

Подтверждение классности водителя 1 класс

Присвоение классности водителям в различных организациях практикуется еще со времен СССР. Классность дает право водителю получать определенную надбавку к зарплате.

Категории классность водителей в 2019 году

Подтверждение классности водителя 1 класс

— Организация бизнеса — Кадры — Классность водителей по категориям в 2019 году

Многие сотрудники, чьи должностные обязанности напрямую связаны с управлением автомобильным транспортом, интересуются – как и чем отличается классность водителей по категориям в 2019 году.

Кроме этого, о том, как присвоить классность водителю и рассчитать её также часто стремятся узнать и работодатели.

При этом следует помнить, что есть несколько критериев и целей оценки классности водителей, поэтому данное понятие может иметь серьезные отличия в зависимости от используемого контекста.

Что такое классность водителей – правовое регулирование

Классность водителей – это система, в соответствии с которой происходит разделение водителей по различным критериям, в первую очередь, затрагивающим их мастерство и уровень квалификации.

В соответствии с таковыми критериями может назначаться доплата за классность водителям, а также обеспечиваться иные механизмы регулирования трудовых взаимоотношений.

Однако в целом сейчас в России существует две системы классности водителей:

  • Классность как показатель трудовой квалификации. В данном случае подразумевается отнесение водителей к какой-либо из категорий классности для определения их уровня профессионализма и соответствующего назначения льгот и доплат.
  • Классность как показатель безаварийности в страховом деле. Ещё одной разновидностью классности водителей является классность по ОСАГО. Страховые компании фиксируют стаж вождения каждого их клиента, обращающегося за полисом, и в зависимости от количества страховых случаев, а также иных факторов, применяют коэффициент бонус-малус (КБМ), увеличивающий или уменьшающий стоимость страховых услуг.

Для работодателей может иметь значение как классность водителей по категориям в 2019 году, так и по оценке страховых компаний. В первом случае, работодатель будет иметь точное понимание о навыках квалификации водителя. Знание же классности водителей по КБМ ОСАГО может помочь предприятию сократить расходы, если оно оплачивает страховку сотрудников, а также просто составить понимание о фактической безаварийности езды работника.

Непосредственно законодательство на текущий момент не регулирует порядок получения классности водителей или присвоения данных критериев работникам, занятым в вождении автомобильного транспорта.

Соответственно, опираясь на положения трудового законодательства и статьи 8 ТК РФ, работодатель самостоятельно решает, следует ли ему использовать разделение водителей по категориям классности в 2019 году.

При этом следует помнить о том, что работодатель обязан соблюдать принятые на предприятии локальные нормативные акты.

На территории РФ действует Квалификационный справочник профессий рабочих, в котором упоминается как работа водителя, так и критерии присвоения классности данным сотрудникам. При этом профстандарт водителя, который должен был бы заменить справочник, пока еще не принят.

Классность водителей по категориям 2019 года

Как было упомянуто ранее, классность водителей по категориям в 2019 году не имеет никаких изменений в сравнении с еще даже советскими нормативами. В данном случае предполагается разделение водителей на три возможных класса. К каждому из классов водителей предъявляются особые требования, а именно:

  • К третьему классу могут быть отнесены водители, обладающие водительскими правами категории В и С, либо – Д. При этом других требований, кроме обладания правом вождения соответствующих данному классу транспортных средств и умением устранять мелкие неисправности без ремонта механизмов не предусматривается. Точно так же не предполагает наличие данного класса каких-либо дополнительных доплат сотруднику.
  • Второй класс водителей обязан соответствовать более строгим требованиям. В частности, водителю следует обладать правами категории В, С и Е, либо Д и Е одновременно. При этом также необходимо, чтобы водитель хорошо осознавал техническое устройство своих транспортных средств, умел производить необходимый ремонт в полевых условиях, а также отработал не менее трех лет в третьем классе в рамках одной организации.
  • Первый класс водителей предполагает наличие у данных специалистов прав на управление транспортными средствами категории В, С, Д, Е одновременно. Кроме этого, присвоен данный класс может быть не ранее, чем через два года после работы во втором классе. Предполагается также наличие практического понимания принципов работы транспорта, знание и применение методов экономии горюче-смазочных материалов во время эксплуатации автомобильного транспорта, внесение и использование рационализаторских предложений, а также умение ремонта, в том числе и глубокого с разбором механизмов, вверенного транспортного средства в полевых условиях.

Работодатель не обязан устанавливать и использовать разделение водителей по категориям классности на предприятии. Однако если он применяет данную систему, ему необходимо следовать и требованиям законодательства в отношении обязательного обеспечения доплат за классность. Также работодатель вправе использовать и собственные системы оценивания и классификации сотрудников, если они не противоречат действующему законодательству.

Как получить классность водителя

Вопрос того, как получить классность водителя, интересует многих занятых в данной деятельности сотрудников.

Получение определенного класса возможно исключительно в том случае, если локальные нормативные акты организации предполагают использование законодательных механизмов классности на предприятии.

Если же таковое внутреннее правовое регулирование отсутствует, рассчитывать на присвоение определенной классности работник не может и требовать от работодателя данного мероприятия он не вправе.

Если же на предприятии присутствует разделение водителей на классы, то при соблюдении установленных формальных требований, работник вправе подать на имя работодателя заявление с просьбой предоставить ему определенный класс.

Чтобы присвоить классность водителю, работодатель в свою очередь должен сформировать на предприятии специальную оценочную комиссию, которая проверит наличествующие у сотрудника навыки и соответствие его формальным требованиям, после чего издаст решение, на основании которого работодатель либо должен будет присвоить класс сотруднику, либо отказать в повышении класса.

Альтернативным методом оценивания работника может стать использование услуг независимых центров оценивания квалификации.

При несогласии с результатами оценочной комиссии на предприятии, работник вправе также пройти оценивание за свой счет в таковом центре и работодатель, использующий на предприятии механизм классификации водителей по классности, будет обязан принять решение в соответствии с документом о прохождении квалификации.

В случае, если на испытание работник направляется самим работодателем – оплата услуг центра независимой оценки возлагается на работодателя. На время прохождения оценивания работник не может быть уволен за прогул и считается освобожденным от работы с сохранением среднего заработка.

Классность водителей по КБМ ОСАГО

Механизм разделения водителей по классности в страховых компаниях кардинально отличается от присвоения определенных классов в рамках рабочего процесса.

В первую очередь классы КБМ по ОСАГО предоставляются всем без исключения застрахованным лицам, вне зависимости от осуществления ими какой-либо трудовой деятельности. При этом количество классов в данной системе составляет 15.

Нумерация начинается с класса М, и продолжается от 0 до 13 класса.

Минимальный класс – М предусматривает повышение стоимости полиса на 145% в сравнении с его стандартной ценой. Максимальный, класс 13, предполагает установление стоимости полиса на уровне 50% от стандартной. Повышение класса происходит ежегодно на одну единицу при отсутствии страховых случаев во время действия предшествующего договора ОСАГО.

При этом наличие страховых случаев за предыдущий период снижает класс водителя по КБМ сразу на несколько пунктов. Так, наличие одного ДТП при 13 классе водителя, может привести к переводу его в 6 класс, а 2 ДТП – в третий.

Нумерация классов в данной системе предполагает при первом заключении договора ОСАГО предоставление водителю третьего класса – он не предусматривает ни надбавок к стоимости полиса, ни скидок.

Источник: https://delatdelo.com/organizaciya-biznesa/klassnost-voditelej-po-kategoriyam.html

ПреступлениямНет