Краткая характеристика для вожатого

2.3. ТЕМА. Педагогический труд отрядного вожатого в ДОЛ – ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ДЕТСКИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ

Краткая характеристика для вожатого

2.3. ТЕМА. Педагогический труд отрядного вожатого в ДОЛ[1]

1. Организация труда отрядного вожатого.

2. Должностные обязанности отрядного вожатого детского оздоровительного лагеря.

3. Характеристика основных видов деятельности отрядного вожатого.

4.  Этапы организации педагогической деятельности вожатого.

1. Организация труда отрядного вожатого

Вожатый – это:

1) проводник, указывающий дорогу, а также вожак;

2) руководитель детского объединения в лагере.

Рассмотрим основные компоненты педагогического труда отрядного вожатого: предмет труда, цель, содержание, средства и результат труда, которые составляют и раскрывают сущность и специфику его работы.

Предмет трудаотрядного вожатого детского оздоровительного лагеря — личность ребенка, подростка, детский коллектив. Вожатый занимается воспитанием детей и подростков в условиях временного детского коллектива лагеря-отряда.

Специфика труда отрядного вожатого состоит в том, что:

– опора на детский коллектив является важнейшим условием воспитательного процесса и составляет его суть;

– вожатый действует не только сам, а достигает целей и результатов своего труда при условии, если включает в него своих воспитанников и других педагогов детского оздоровительного лагеря.

Цель труда отрядного вожатого — обеспечивать деятельность отряда в соответствии с целью, задачами, функциями и принципами деятельности детского оздоровительного ла­геря, создавая условия для оздоровления, отдыха, развития способностей и реализации творческого потенциала каждого воспитанника и формирования их жизненного опыта.

Специфичны и средства педагогического труда вожатого: исполнитель труда — вожатый и главное его средство в процессе воспитания в детском оздоровительном лагере — воспитанник как бы сливаются воедино. Инструментом воздействия на воспитанников является личность вожатого — его знания, уме­ния, чувства, воля.

Результат труда вожатого определяется как совокупность следующих показателей:

– уровень развития детского коллектива;

– качество межличностных отношений детей;

– состояние морально-психологического климата в отряде.

Вожатый в педагогической деятельности реализует три основные группы функций:

– функции воспитателя;

– функции руководителя;

– функции организатора жизнедеятельности отряда.

Говоря о содержательной стороне этих функций, следует отметить, что вожатый занимается воспитанием подрастающего поколения, руководит работой отряда через органы самоуправления, организует жизнедеятельность воспитанников.

2. Должностные обязанности отрядного вожатого детского оздоровительного лагеря

Обязанности, связанные с функцией руководителявключают необходимые этапы процесса управления:

– планирование,

– контроль,

– анализ эффективности и оценку работы,

– выработку мер по совершенствованию деятельности отряда.

Как руководитель отрядный вожатый выполняет следующие обязанности:

– изучает руководящие, нормативно-правовые документы по проблеме организации летнего отдыха и оздоровления детей;

– изучает детский коллектив отряда, интересы, запросы, потребности воспитанников, процессы, происходящие в среде детей и подростков, специфику социальной среды, в условиях которой действует отряд;

– разрабатывает на основе психолого-педагогической диагностики мероприятия по воспитанию детей и подростков отряда;

– планирует работу отряда, привлекая воспитанников, обсуждает план в коллективе;

– планирует личную работу;

– формирует органы детского самоуправления, направляет, контролирует и оценивает их деятельность;

– представляет отряд в педагогическом совете лагеря;

– постоянно анализирует эффективность проводимой работы, вырабатывает рекомендации и принимает меры по повышению эффективности воспитательного воздействия отряда на его членов;

– готовит информацию, отчеты о работе отряда для администрации лагеря;

– постоянно совершенствует свои профессиональные знания, умения, навыки путем самообразования и самовоспитания.

Обязанности, связанные с функцией организатора,предполагают реализацию замыслов и намеченных планов работы отряда, организацию самодеятельности воспитанников, последовательное и систематическое обучение детей, участвующих в делах отряда, методам организации коллективной творческой деятельности.

Какорганизаторвожатый выполняет следующиеобязанности:

– через органы самоуправления, путем включения вос­питанников в активную деятельность, обеспечивает выполнение намеченных планов;

– стимулирует активную работу воспитанников отряда путем соревнований, через поощрения, положительным примером других детей;

– организует практическое участие отряда в общелагерных делах;

– организует практическое участие в деятельности от­ряда родителей и представителей общественности;

– обучает избранный актив, организаторов коллективных творческих дел;

– информирует руководство лагеря о деятельности отряда.

Обязанности, связанные с функцией воспитателя, должны реализовываться в деятельности вожатого на основе педагогических принципов воспитания как организатора ра­боты в отряде, старшего наставника и друга ребят.

Каквоспитательвожатый выполняет следующиеобязанности:

– обеспечивает проведение воспитательной работы на основе самодеятельности, инициативы и творчества детей;

– обеспечивает общественно-полезную и гуманистическую направленность всех проводимых мероприятий;

– способствует всестороннему развитию воспитанников, формирует у них активную гражданскую позицию, высокие нравственные качества;

– заботится о том, чтобы жизнь отряда была яркой, наполненной романтикой, игрой, вызывала заинтересованность и активность воспитанников;

– планирует, организует и анализирует воспитательную работу в отряде.

У вожатого наряду с его обязанностями имеются и права, которые он должен знать и при необходимости отстаивать.

Права отрядного вожатого:

– право пользоваться всеми гражданскими правами в
соответствии с уголовным и трудовым законодательством;

– право участвовать в разработке содержания деятель­ности лагеря;

– право быть свободным в выборе форм, методов, для
работы в отряде;

– право на помощь в работе со стороны администрации лагеря, врача, психолога, социального работника, методис­та, воспитателей и других работников лагеря;

– право на помощь родителей воспитанников в работе;

– право присутствовать в отряде на мероприятиях, про­водимых другими сотрудниками лагеря.

Чтобы эффективно выполнять свои должностные обя­занности и реализовывать права, вожатый должен быть ком­петентным специалистом в вопросах организации педагоги­ческой деятельности в специфических условиях детского оздоровительного лагеря. Вожатый должен обладать психолого-педагогическими знаниями, соблюдать общие основы воспитания, использо­вать технологии организации досуга детей и подростков в условиях оздоровительного лагеря.

3. Характеристика основных видов деятельности отрядного вожатого

Педагогическая деятельность отрядного вожатого–это целенаправленная деятельность по руководству временным детским коллективом-отрядом в условиях воспитательной системы детского оздоровительного лагеря. Целенаправленная потому, что вожатый-педагог не может не ставить перед собой цель: научить, например, ориентироваться в лесу, воспитать такое качество, как отзывчивость.

Педагогическая деятельность отрядного вожатого представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие вожатого на воспитанников, направленное на их личностное, интеллектуальное и деятельное развитие, одновременно выступающее как основа саморазвития и самовоспитания в условиях воспитательной системы лагеря.

Сущность педагогической деятельностивожатого можно определить как особый вид социальной деятельности, направленный на организацию воспитательного процесса в условиях временного детского коллектива, создание условий для личностного развития и оздоровления детей.

К основным видам деятельности отрядного вожатого относятся: диагностическая, прогностическая, конструктивная, организационная, коммуникативная, аналитическая

Диагностическая деятельность отрядного вожатого направлена на выявление интересов, потребностей, возможностей детей, а также эффективность организации воспитательной работы в отряде. Нельзя осуществлять воспитательную работу, не зная особенностей психологического развития детей, уровня их воспитанности, круга интересов.

Диагностика – это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации. Выделяют три типадиагностики:

– начальная диагностика связана с планированием и управлением временным детским коллективом (отрядом). Перед определением воспитательной цели и задач, которые будут реализовываться в ходе смены, вожатый изучает интересы, склонности, возможности и уровень воспитанности детей;

– текущая диагностика проводится в самом процессе организации деятельности детского коллектива, ориентирует вожатого на изменения, которые происходят в воспитаннике и коллективе, помогает вожатому быстро корректировать свою деятельность, совершенствовать стиль общения с детьми и методику воспитательной работы. Через текущую диагностику вожатый имеет возможность реагировать на изменения в уровне воспитанности детей, тем самым обеспечивать возможность активного, самостоятельного и творческого участия их в деятельности коллектива;

– обобщающая (итоговая) диагностика проводится по итогам работы смены.

Прогностическая деятельность отрядного вожатого определяет направления воспитательной работы, ее конкретные цели, задачи на каждом этапе организации лагерной смены и ее результаты. Прогностическая деятельность вожатого обеспечивает совершенствование процедуры постановки цели, определения задач, выбора методов и форм воспитания в отряде.

Конструктивная деятельностьвожатогонаправлена на конструирование, проектирование содержания воспитательной работы в отряде.

В зависимости от конкретных условий воспитания вожатый может предусмотреть систему увлекательных форм работы.

Вожатый разрабатывает программу воспитательной деятельности отряда, определяя основные направления, конкретные цели и задачи на каждом этапе воспитательной работы и способы их реализации.

Организационная деятельность вожатогонаправлена на:

– реализацию намеченной программы воспитательной деятельности;

– организацию жизнедеятельности временного детского коллектива;

– формирование здоровых, гуманных отношений среди
воспитанников;

– объединение взрослых и детей общей системой интересов и ценностей;

– организацию социальной реабилитации в условиях детского оздоровительного лагеря дезадаптированных детей и подростков;

– координацию деятельности и сотрудничество с родителями воспитанников и педагогами лагеря.

Организационная деятельность вожатого выражается в умении вовлечь воспитанников в намеченную воспитательную работу и стимулировать их активность, организовывать различные виды деятельности детей, а также в организации собственной деятельности в процессе непосредственного взаимодействия с воспитанниками.

Коммуникативная деятельностьвожатого связана с его личным обаянием, нравственной культурой, умением устанавливать и поддерживать с воспитанниками доброжелательные отношения и побуждать их своим примером к активной деятельности. Эта деятельность включает в себя проявление любви к детям, заботу о них, создает гуманный стиль взаимоотношений с воспитанниками отряда.

Аналитическая деятельностьнаправлена на проведение ана­лиза эффективности организации воспитательной работы в отряде, выявление положительных и отрицательных сторон деятельности, сравнение достигнутых результатов с теми целями и задачами, которые намечал вожатый, а также сопоставление своей работы с опытом коллег. Эта деятельность позволяет вносить необходимые коррективы в воспитательную работу вожатого.

При анализе деятельности отрядного вожатого необходимо оценивать:

– уровень профессионально-педагогических знаний и умений вожатых (применение вожатым разнообразных средств, методов и форм работы с детьми в условиях детского оздоровительного лагеря);

– наличие профессионально значимых личностных качеств;

– уровень воспитанности детей (нравственные качества, отношения к труду, культура поведения, активность и т. п.);

– уровень сформированности детского коллектива;

–  уровень руководства отрядом;

– удовлетворенность воспитанников и родителей организацией воспитательного процесса и жизнедеятельности в отряде.

4.  Этапы организации педагогической деятельности вожатого

Педагогическая деятельность вожатого протекает в три этапа:

1. Подготовительный этап начинается с формулирования цели, определения содержания, средств, способов ее решения и предполагаемого результата своего действия, то есть с разработки программы воспитательной деятельности. А также предполагает проведение организационно-методической работы.

2. Основной этап направлен на организацию воспитательного процесса и реализацию поставленной цели на основе выбора оптимальных средств.

3. Итоговый этап предполагает анализ и оценку свой педагогической деятельности.

[1] При подготовке лекции использован материал пособия Воронкова Л.В. Как  организовать воспитательную работу в отряде. – М., 2007.

Источник: http://ebooks.grsu.by/tarantei/2-3-tema-pedagogicheskij-trud-otryadnogo-vozhatogo-v-dol.htm

5.Психолого-педагогическая характеристика отряда

Краткая характеристика для вожатого

Вотряде пансионата отдыха детскогосанаторно-оздоровительного лагеря”Шахтинский текстильщик” 29отдыхающих-13 девочек и 16 мальчиков, ввозрасте от 6 до 10 лет.

Втаком возрасте (особенно у детей6-8-летнего возраста) очень сильнанаправленность на внешний мир. Факты,события, детали, производят на негосильное впечатление. При малейшейвозможности дети подбегают ближе ктому, что их заинтересовало, стараютсявзять незнакомый предмет в руки, фиксируютвнимание на деталях.

Такжеу этих ребят сильна потребность вдвижении. Они не могут долго сидетьнеподвижно. Именно поэтому необходимопредоставлять детям возможность большедвигаться, проводить как можно большеподвижных и малоподвижных игр без особыхнагрузок.

Коллектив у ребят сплоченный, дружный. Между собойразговаривают спокойно, почти никогдане кричат на товарищей, помогают другдругу (дают советы тем, кто приехал вотряд позже них). Уважают старших, неспорят с вожатыми, а советуются с ними,задают вопросы, на которые хотят услышатьответы.

Конфликтовв данном отряде почти не было, толькоединичные случаи-основной причинойслужило «критическое отношение кдействиям других детей». Лучшим методомразрешения таких конфликтов был методtimeout(рассаживание детей по разным комнатамна несколько минут), или отдельныйразговор с каждым из них.

Дисциплинахорошая. Они активные, общительные,любят играть в различные развлекательныеигры, а мальчики – особенно в спортивные(футбол). Их не очень трудно организоватьна какое-либо мероприятие – практическивсе хотят быть задействованы. Они всегдапомогают при проведении вечернихмероприятий, вносят свои предложения,потом коллективно рассматривают их.

6.Анализ собственной деятельности в детском оздоровительном лагере

6.1.Формыработы, пользующиеся успехом у детей6-10 лет:

1)организациябыта ребенка. Для вожатого этот возрастважен тем, что у детей еще очень высокавторитет взрослого человека. Детислушались просто потому, что мы старше.Поэтому в первую очередь обязанностивожатого, работающего на младшем отряде,заключаются в организации быта ребенка.

Многие дети в этом возрасте еще не умеютухаживать за собой. Я следила с за тем,чтобы у моих подопечных было чистоебелье, сухие носки и обувь, причесывалапо утрам девочек. Помогала детямподдерживать чистоту в палате.

Постояннонаходиться с детьми, следила, как бы,кто-нибудь не поранился, не ушибся;

2)игровая.Младшие дети всегда находили, чем себязанять. Они играли в пятнашки, качалисьна качелях. Игру для маленького ребенкаможно сделать буквально из всего, дажеиз построения на полдник. Для этоговозраста больше всего подходят подвижные,«бегательные» игры. Прекрасно проходилиигры-кричалки, ролевые сказки.

6.2.Трудностив работе:

1)приорганизации работы с новичками, детьми,первый раз в своей жизни приехавшими влагерь. Такие детитребуют большеговнимания к себе.

У них отсутствуют навыкив выполнении режима дня, они неприспособлены к самостоятельной жизнии должны еще привыкнуть к общественномупитанию, новым порядкам. Чувствопокинутости, одиночества испытывают,как правило, именно такие дети.

Поэтомупри изучении своего отряда я в первуюочередь выделила таких детей и обратилана них свое внимание;

2)врешении особых ситуаций:

а)энурез. Нередко дети сталкиваются сэтим неприятным явлением в оздоровительномлагере: они мочатся в кровать. Моя рользаключалась в том, чтобы избавить ребенкаот смущения и унижения со сторонысверстников. Процедура смены белья былапроработана тихо и аккуратно;

б)проблемысна. Данная проблемапроявлялась,во-первых, в хождении во время сна(лунатизме). Мои действия были таковыми:

-не будила ребенка во время его ночныхпрогулок и не давала никаких приказаний;

-уменьшала освещенность детской постелиночью, помещая постель такого ребенкадальше от окна;

-подкладывала под ноги ребенка во времяего ночной прогулки мокрую холоднуютряпку, это способствовало самостоятельномумедленному пробуждению и избавляло егоот испуга.

Во-вторых,возникали ночные кошмары у детей. Былопроявлено особое внимание вечером -проводились спокойные мероприятия,настраивающие на сон, рассказывались в комнате добрые истории на ночь;

в)тоскапо дому. Очень часто дети скучали посвоим родителям и друзьям, становилисьплаксивы и падали духом. Я занималатаких детей деятельностью, котораяпозволяла обрести друзей или забыть одоме –игры. Давала какое-либо задание,чтобы ребенок почувствовал себя нужнымв новом коллективе, зачастую это былаподготовка к какому- либо мероприятию.

6.3.1)Ознакомлениес планом работы детского оздоровительноголагеря на период смены.

2)Изучениеличности ребёнка. Выявление егоспособностей, интересов, мотивовдеятельности, проектировании егоиндивидуального развития.

3)Проведениеисследования детского коллектива.Выявление его структуры. Проведениеработы по его сплочению.

4)Составлениепланов совместной с детьми деятельности(план работы отряда: участие в массовыхмероприятиях).

5)Организацияобщения и досуга коллектива детей.

6)Созданиепредметной развивающей среды, оформлениеотрядного уголка, информационныхстендов.

7)Разработкаи проведение воспитательных мероприятийразличных по формам организации иразнообразной тематической направленности.

Совсеми поставленными вопросами былаознакомлена как теоретически ,так ипрактически на учебной практике и налетней педагогической практике.

6.4.Предложенияпо совершенствованию летней педагогическойпрактики.

Летняяпедагогическая практика рассматриваетсякак необходимый компонентпрофессионально-педагогическойподготовки будущих учителей, носуществующая система организацииданного вида практики студентовнедостаточно эффективна. Изменениеситуации возможно при внедрении впрактику условий повышения ееэффективности.

Эффективностиорганизации летней педагогическойпрактики в процессе профессиональнойподготовки студентов способствуетреализация комплекса организационно-педагогическихусловий:

  1. формирование положительной мотивации студентов на воспитательную работу с детьми и подростками в условиях летнего отдыха;

  2. совершенствование специальной подготовки студентов к прохождению летней педагогической практики;

  3. обеспечение оптимальной среды для самостоятельной педагогической деятельности студентов в период летней практики.

Источник: https://studfiles.net/preview/3067449/page:3/

Характеристика лагеря

Краткая характеристика для вожатого

Страница 1

Месторасположение лагеря

Я проходила практику в летнем городском лагере в Сертоловской средней школы №1. Лагерь располагался в здании начальной школы и занимал первый этаж. Для детей было создано три игровые комнаты, в которых были бумага, краски, карандаши и настольные игры. Также у детей было все для игр на улице: мячи, скакалки, бадминтон, тарелки для кидания. Для детей младших отрядов были сделаны три спальни.

Время прохождения практики

Практика проходила с 1 по 29 июня с 9-00 до 18-00, но фактически ситуация складывалась таким образом, что после обеда, т.е. после 13-00 большинство детей уходило домой.

У оставшейся части детей был тихий час с 14-00 по 16-00. Многие после сна и полдника также уходили. Так что до конца дня в лагере оставалось совсем немного детей.

В связи с этим все занятия и мероприятия с детьми проводились в первой половине дня.

Структура лагеря

В лагерь принимались дети, учащиеся в данной школе и, при наличии свободных мест, дети из Сертоловской школы №2, проживающие в г. Сертолово. Всего лагерь посещало 130 человек, возраст детей от 6 до 15 лет. Было сформировано 6 отрядов таким образом, что:

1 отряд: 6-7 лет, дети, поступившие в первый класс;

2 отряд:8 лет, дети, закончившие первый класс;

3 отряд:9-10 лет, дети, закончившие второй и третий классы;

4 отряд:11-12 лет, дети, закончившие четвертый и пятый классы;

5 отряд и 6 отряд были объединены в один и в него вошли дети, закончившие с шестого по восьмой класс

Но реально в лагере такого разделения не существовало. Все дети во время общелагерных игр, соревнований и прогулок находились вместе и делились на отряды только во время завтрака, обеда и полдника и своих индивидуальных занятий, которых было очень мало.

Что касается социального аспекта структуры лагеря, то можно сказать следующее: в лагерь попали дети, чьи родители либо работают с утра до вечера и им некуда больше отправить ребенка отдыхать, либо совсем не озабочены отдыхом своих детей. Так что можно сказать, что большинство детей было из неблагополучных семей. И лишь небольшая часть детей были из благополучных семей. Они захотели в летний лагерь по своему желанию, так как там были их друзья.

Коллектив

В каждом отряде работало по два вожатых и одному воспитателю. Вожатыми были учащиеся десятых классов данной школы. В лагере работали педагоги начальной школы, каждому нужно было отработать по две недели, поэтому их за одну смену было 12 человек, музыкальный педагог из старшей школы, и педагог по физкультуре тоже из старшей школы.

Психологическая атмосфера

Психологическая атмосфера в лагере была довольно напряженной. Воспитатели восприняли нового человека довольно холодно. Относились очень настороженно, можно даже сказать по началу игнорировали. В коллектив было входить очень трудно.

Воспитатели держались особняком, вожатые тоже не стремились к взаимодействию и общению и не искали путей сближения. В каждом отряде должен был быть один воспитатель и два вожатых. Воспитатели участвовали во всех мероприятиях неохотно.

От них не исходило никакой инициативы, и они предпочитали либо сидеть вместе в каком-нибудь из классов, когда дети находились в игровых комнатах, либо проводить время за обсуждениями на прогулках.

Вожатые пытались по началу привлечь детей к совместным играм и занятиям, но дети если и соглашались, то на очень непродолжительное время, а после занимались своими делами. Поэтому, видя, что дети не хотят организованных игр оставили эти попытки. И таким образом дети могли свободно передвигаться не только по территории лагеря, но и за ней.

Они ходили в магазин, если хотели что – то купить или домой за игрушками. Это происходило как вследствие того, воспитатели относились к детям без инициативы и делали просто то, что положено; так и вследствие того, что у детей плохо сформирован навык групповых игр. Они предпочитали играть по два-три человека и разделялись по интересам.

Но надо отметить, что все они принимали участие в общелагерных мероприятиях, соревнованиях и очень болезненно воспринимали проигрыш. При индивидуальных занятиях беседах они хорошо шли на контакт. Постепенно привыкли к новому человеку, перестали стесняться, и я получила хорошую возможность ознакомиться с общими возрастными так и с индивидуальными психологическими особенностями детей.

Новое в образовании:

Характер усвоения грамматического строя
Гвоздев А.Н. выделяет следующую периодизацию в формировании грамматического строя русского языка: 1. Период предложений, состоящих из аморфных слов – корней: А) время однословного предложения (от 1г.3м. до 1г.8м.); Б) время предложений из нескольких слов (главным образом двухсловные предложения от …

Этапы воспитания нравственных ценностей у старшеклассников в деятельности классного руководителя
В педагогических исследования накоплен положительный опыт по выявлению механизмов воспитания ценностей у учащихся. В исследованиях зарубежных философов М. Шелера, В. Франка механизм воспитания нравственных ценностей основан на переживании, как акте любви и соучастии. В исследованиях А.В. Кирьяковой …

Концептуальные основы совершенствования системы физического воспитания подрастающего поколения в республике Беларусь
Для полноценного формирования физической культуры личности необходима активная, творческая физкультурная деятельность учащегося или студента. Обязательным ее условием является мотивация физического воспитания и самовоспитания. Основными факторами мотивации являются содержание физического воспитания …

Источник: http://www.eduinfluence.ru/inehs-531-1.html

ПреступлениямНет