Конвенция об оценке товаров в таможенных целях

Конвенция об оценке товаров для таможенных целей

Конвенция об оценке товаров в таможенных целях

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Конвенция об оценке товаров для таможенных целей». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Карнет АТА — это международный таможенный документ, заменяющий таможенные декларации и позволяющий упрощенно и ускоренно оформлять товары, временно ввозимые в связи с проведением выставок, ярмарок и т. п. мероприятий, а также товарные образцы, профессиональное оборудование, контейнеры, поддоны, упаковки и некоторые другие категории изделий.

Наряду с термином «таможенная стоимость» в Законе «О таможенном тарифе» используется и другой – «таможенная оценка», более точно учитывающий специфику отдельных методов определения стоимости товаров в таможенных целях.

При использовании одних методов таможенная стоимость устанавливается на основе документальных данных (внешнеторговые контракты, счета-фактуры, консульские фактуры и т. д.

), другие же методы предполагают оценку стоимости товаров в таможенных целях, осуществление которой возложено на таможенные органы.
Колесников П.Ю.

Оценка возможности присоединения к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур // Таможенное дело, экономика и право накануне вступления России в ВТО: сборник научных трудов / Под общ. ред. В.И. Дьякова; Российская таможенная академия, Владивостокский филиал. Владивосток. 2007.С. 167-168.

Международные договоры в сфере таможенной оценки товаров

По инициативе Совета таможенного сотрудничества и при содействии Экономической комиссии ООН для Европы и ЮНЕСКО была разработана и действует Брюссельская таможенная конвенция от 8 июня 1961 г. о льготном режиме ввоза товаров, предназначенных для показа или использования на выставках, ярмарках, совещаниях или других подобных мероприятиях.

Международная конвенция по упрощению и гармонизации (согласованию) таможенных режимов (Конвенция Киото) 1973 г.

* В ней закрепляются обязательства договаривающихся сторон содействовать упрощению, унификации и гармонизации таможенных режимов, что в значительной степени создаст основу для ликвидации протекционистских барьеров.

Каждая из Договаривающихся Сторон принимает на себя обязательство содействовать упрощению и гармонизации таможенных процедур и с этой целью соблюдать в соответствии с положениями настоящей Конвенции содержащиеся в Приложениях к настоящей Конвенции Стандарты, Переходные стандарты и Рекомендации по практическому применению. Однако ничто не препятствует Договаривающейся Стороне предоставлять более благоприятные условия, чем предусмотренные ими, и каждой из Договаривающихся Сторон рекомендуется предоставлять такие более благоприятные условия всегда, когда это возможно.

В результате подписания ряда международных соглашений оформление ГТД в данном режиме на каждой таможенной границе заменено унифицированной международной декларацией.

Договаривающиеся стороны признают действенность общих принципов оценки, изложенных в нижеследующих пунктах настоящей статьи, и обязуются применять эти принципы в отношении всех товаров, подпадающих под обложение пошлинами или другими сборами*, или под ограничения ввоза и вывоза, основанные на стоимости или регулируемые в какой-либо форме в зависимости от стоимости.

Более того, по просьбе другой договаривающейся стороны, они рассмотрят в свете этих принципов действие любых своих законов или правил, относящихся к стоимости для таможенных целей. ДОГОВАРИВАЮЩИЕСЯ СТОРОНЫ могут потребовать от договаривающихся сторон отчета о мерах, принимаемых ими во исполнение положений настоящей статьи.

Кроме того, исчисление таможенной стоимости прямо или косвенно необходимо также для иных таможенных целей, например таких, как проверка обоснованности цены товара при бартерных сделках, контроль за эквивалентностью встречных товарных отправок, контроль за соблюдением устанавливаемых стоимостных квот и др.

Основные правовые формы деятельности Совета заключаются в разработке проектов международных договоров, конвенций и соглашений по различным аспектам таможенного сотрудничества.

Система определения таможенной стоимости (таможенной оценки) товаров основывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в международной практике, и распространяется на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации.

Основной целью Конвенции является предоставление государствам юридического документа, который служит как для упрощения, так и для согласования таможенных процедур в государствах, внося таким образом эффективный вклад в развитие международной торговли и другие международные обмены, включая расширение международных передвижений путешественников, не являющихся иммигрантами.

Для целей настоящей Конвенции любое (любые) из Специальных приложений или любая (любые) из их Глав, по которым Договаривающаяся Сторона приняла на себя обязательства, считаются неотъемлемой частью настоящей Конвенции, и применительно к этой Договаривающейся Стороне любая ссылка на Конвенцию означает и ссылку на это (эти) Приложение(я) или Главу(ы). Стоимость для таможенных целей любого ввезенного товара не должна включать суммы любого внутреннего налога, применяемого в стране происхождения или экспорта, от уплаты которого ввезенный товар был освобожден или был или будет освобожден путем возмещения.

Данная система способствует облегчению перемещения грузов и их таможенного оформления при пересечении таможенных границ государств по пути следования.Колобкова В.А.

Роль Всемирной таможенной организации в повышении эффективности деятельности таможенных служб мира в области кадровой политики. // Форум: методический сборник № 300. — С. 241-249.

Не менее важная роль в области упрощения таможенных формальностей при временном беспошлинном ввозе товаров принадлежит Таможенной конвенции декабря 1961 г. о карнетах АТА для временного ввоза товаров, сокращенно называемой Конвенцией АТА.

Для рассмотрения выполнения настоящей Конвенции, любых мер по единообразному ее толкованию и применению, а также любых предложений по внесению в нее поправок создается Управляющий комитет.

Малиновская В.М. Система международного таможенного права. // Международное публичное и частное право. 2006. № 1. С. 52-55.

Сокращение «АТА» представляет собой комбинацию аббревиатур французских слов «admission temporaire» и английских слов «temporary admission» («временный ввоз»). Для того чтобы облегчить ссылки на конвенцию, ее официальным кратким названием стало «Конвенция АТА».

Примером многосторонней ТАМОЖЕННОЙ КОНВЕНЦИИможет служить Соглашение по таможенной оценке, заключенное в ходе многосторонних торговых переговоров «Токио раунд» в рамках ГАТТ и дополняющее соответствующие положения генерального соглашения.

Оно предусматри вает унификацию методов оценки стоимости импортируемых товаров для целей таможенного налогообложения.

Порядок применения системы таможенной оценки товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации на основании положений Закона «О таможенном тарифе» от 1993 г.

Брюссельской конвенцией по оценке товаров в таможенных целях

Положения настоящей Конвенции не препятствуют применению национального законодательства как в отношении запретов, так и в отношении ограничений, применяемых к товарам, подлежащим таможенному контролю.

В главе II «Сфера применения Конвенции» ст.

2 определяется, что каждая договаривающаяся сторона берет на себя обязательства содействовать упрощению и согласованию таможенных процедур и с этой целью подчиняться, в соответствии с положениями данной Конвенции, стандартам и рекомендованной практике, содержащейся в Приложениях к данной Конвенции.

Однако ничто не может препятствовать какой-либо договаривающейся стороне в предоставлении ею более благоприятных условий, чем те, которые закреплены в Конвенции. Каждой договаривающейся стороне рекомендуется как можно шире предоставлять такие более благоприятные условия.

Корняков К.А. Основные направления таможенной реформы на основе Киотской конвенции // Внешнеторговое право. 2003. № 1. С. 40-41.

Компетентная администрация любого субъекта, который в соответствии с положениями Статьи 8 настоящей Конвенции вправе стать Договаривающейся Стороной настоящей Конвенции, или любого государства-члена Всемирной торговой организации, имеет право присутствовать на заседаниях Управляющего комитета в качестве наблюдателя. Статус и права таких наблюдателей определяются решением Совета. Вышеупомянутые права не могут осуществляться до вступления в силу соответствующего решения Совета.

Источник: http://otduhay-ka.ru/trudovoe-pravo/7089-konvenciya-ob-ocenke-tovarov-dlya-tamozhennykh-celey.html

Аналитика. Определение таможенной стоимости товаров: судебная практика и проблемы

Конвенция об оценке товаров в таможенных целях

Таможенная стоимость товаров играет значительную роль в сфере государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Она используется в качестве базы для исчисления таможенных платежей, а также служит исходной величиной для формирования информации о стоимостном объеме внешней торговли.

Определение таможенной стоимости вывозимых (экспортируемых) товаров не вызывает затруднений в таможенной практике и в судебном порядке, как правило, не оспаривается.

Сложность представляет вопрос определения стоимости ввозимого товара, который, собственно, и предлагается для обсуждения.

Методология определения таможенной стоимости товара в разных государствах может быть различной.

Напомню, уважаемые коллеги, что в мировой практике сложились две системы определения таможенной стоимости товаров.

Первая из них была установлена Брюссельской конвенцией по оценке товаров в таможенных целях.

Вторая международная система регламентирована Соглашением о порядке применения статьи 7 Генерального соглашения по тарифам и торговле (общепринятая аббревиатура ГАТТ – от английской GATT), часто именуемым Кодексом о таможенной стоимости ГАТТ.

Принципиальных различий между названными двумя системами нет, существуют расхождения на уровне понятийного аппарата.

Брюссельская Конвенция в качестве основы для определения таможенной стоимости товаров берет нормальную цену – цену товара в условиях свободной конкуренции между независимым покупателем и продавцом. При этом в качестве источника нормальной цены выступает определенная постоянная величина, на которую не влияют никакие финансовые, коммерческие или иные отношения.

Принцип таможенной оценки, положенный в основу Соглашения о порядке применения статьи 7 ГАТТ, заключается в использовании в качестве основного метода так называемой «цены сделки» – цены реально уплаченной или подлежащей уплате за ввезенный товар. В эту цену могут включаться дополнительные расходы покупателя (комиссионные, оплата брокерских услуг, стоимость упаковки и другие расходы).

Если таможенные власти не признают в качестве таможенной стоимости декларированную стоимость, то они должны предоставить импортеру по его требованию письменное заключение о причинах непринятия декларированной цены и при консультации с импортером последовательно использовать пять других методов таможенной оценки.

На общие принципы таможенной оценки, принятые в международной практике, в частности на Соглашение о применении статьи VII ГАТТ, ориентируется законодательство Таможенного союза, которое является единым для Беларуси, России и Казахстана.

Вопросы определения таможенной стоимости ввозимых товаров в Таможенном союзе регулируются международным договором, подписанным правительствами трех стран 25 января 2008 года. Этот договор именуется Соглашением об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза (далее – Соглашение от 25 января 2008 года).

Названное Соглашение содержит шесть методов определения таможенной стоимости:

  • метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами (первый метод);
  • метод по стоимости сделки с идентичными товарами (второй метод);
  • метод по стоимости сделки с однородными товарами (третий метод);
  • метод вычитания стоимости (четвертый метод);
  • метод сложения стоимости (пятый метод);
  • резервный метод (шестой метод).

Основным методом является первый метод, который определяет таможенную стоимость товаров по цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза, с дополнительными начислениями к этой цене и при выполнении ряда условий, прямо предусмотренных Соглашением.

Только при невозможности применения первого метода может быть избран другой метод определения таможенной стоимости товаров.

Здесь особое значение имеет соблюдение последовательности применения методов. Каждый последующий метод может быть использован, если отсутствует возможность применения предыдущего метода.

Участники внешнеэкономической деятельности практически всегда определяют таможенную стоимость товаров по первому методу. Применение декларантом других методов относится к исключению из правила. Я могу привести только один пример из нашей судебной практики, когда импортер использовал второй метод.

Заявляемая декларантом таможенная стоимость по первому методу и предоставляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

Но нередко таможенный орган не соглашается с декларированной таможенной стоимостью, считая, что первый метод определения таможенной стоимости не может быть применен по каким-то причинам, например, покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами.

В таком случае таможенный орган принимает решение о корректировке таможенной стоимости товаров.

Корректировка таможенной стоимости – изменение таможенной стоимости, на основании которой были рассчитаны таможенные платежи и налоги, подлежащие взысканию при производстве таможенных операций с товаром.

Основанием для корректировки таможенной стоимости товаров является заявление недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильный выбор метода определения таможенной стоимости товаров.

При несогласии декларанта с решением таможенного органа в отношении определения таможенной стоимости товара это решение может быть обжаловано в судебном порядке.

Споры по вопросам определения таможенной стоимости товаров – одна из самых распространенных категорий дел с участием таможенных органов, рассматриваемых судами Казахстана.

Изучение судебной практики показывает, что такие споры чаще всего разрешаются в пользу участников внешнеэкономической деятельности.

В судебных решениях о признании незаконными действий таможенных органов по корректировке таможенной стоимости товаров приводятся следующие основания:

1) декларант определил таможенную стоимость по первому методу и представил соответствующие документы, а таможенный орган не доказал, что представленные документы не содержат количественно определенную, достаточную информацию о цене сделки, то есть не доказал невозможность применения основного метода – по цене сделки с ввозимыми товарами;

2) таможенный орган вышел за рамки своих полномочий, запросив у декларанта документы, не имеющие отношения к определению таможенной стоимости товара;

3) таможенный орган нарушил требование о последовательности применения методов определения таможенной стоимости, не обосновав при избрании конкретного метода невозможность применения предыдущих методов;

4) таможенный орган использовал ценовую информацию, полученную из товарных каталогов, интернет-сайтов, информационных писем, базы данных без учета конкретных условий и обстоятельств внешнеэкономической сделки;

5) таможенный орган сослался на наличие условий, влияние которых не может быть учтено при продаже, при этом не обосновал, влияние каких именно условий не может быть учтени в чем данное влияние при определении таможенной стоимости заключается;

6) таможенный орган использовал резервный метод на основе произвольной стоимости, не указал источник использованных данных и не представил подробный расчет.

Следует отметить, что почти во всех случаях, рассмотренных судами, корректировка таможенной стоимости товара осуществлялась таможенным органом с использованием шестого резервного метода.

То есть таможенный орган, не соглашаясь с первым методом, избранным декларантом, считает при этом невозможным применение второго, третьего, четвертого и пятого методов.

Чем мотивируют таможенные органы?

Схожие по своим принципам и логике применения методы по стоимости сделок с идентичными и однородными товарами используются таможенными органами в крайне редких случаях со ссылкой на отсутствие полной и достоверной информации о таких сделках.

Сложность в применении метода на основе вычитания стоимости состоит в недостаточности информации для определения величины расходов, которые необходимо вычесть из цены товара.

Метод на основе сложения стоимости оказывается трудноприменимым на практике, поскольку иностранный производитель не предоставляет в пользование декларанта калькуляцию себестоимости товара.

Таким образом, проблема применения со второго по пятый методы сводится к тому, что таможенный орган не владеет необходимой информацией.

Однако, по мнению наших судей, отсутствие у таможенного органа соответствующей информации далеко не всегда означает объективную невозможность получения или использования такой информации.

Поэтому решение проблемы нам видится в создании единой базы справочной информации, содержащей сведения о товарах, пересекающих таможенную границу Таможенного союза. Это позволит централизованно отслеживать информацию о стоимости, об условиях поставки и иных сведениях, необходимых для определения таможенной стоимости товаров.

Необходимы методические разработки по проведению таможенной оценки.

В этом плане есть определенные подвижки. Евразийская экономическая комиссия, имеющая статус наднационального органа управления Таможенного союза, утвердила правила о применении первых пяти методов определения таможенной стоимости.

Мы ожидаем, что эти правила должны оказать положительное влияние на правоприменительную практику, сократив количество неправомерных корректировок таможенной стоимости и, соответственно, количество судебных споров данной категории.

Жанылсын Баяновна Архарова, судья Верховного Суда Республики Казахстан
По сообщению Zakon.kz

Источник: http://pravo.by/novosti/obshchestvenno-politicheskie-i-v-oblasti-prava/2015/march/5367/

11.1. Брюссельская конвенция оценки стоимости товара и Кодекс

Конвенция об оценке товаров в таможенных целях

Оценка стоимости импортного товара с целью определения размера уплаты пошлины представляет собой одну из сложнейших процедур таможенной практики, поскольку, варьируя способы определения таможенной стоимости товара, можно существенно изменять размер взимаемой пошлины.

Методология определения таможенной стоимости товара в разных государствах может значительно отличаться. В практике одних государств распространена система взимания пошлин с цены СИФ, что увеличивает платежи на 5 – 10%.

В ряде других стран возможно исчисление пошлин как с цены, указанной экспортером товара в товаросопроводительных документах, так и с цены, по которой аналогичные товары продаются на мировом рынке.

Во многих случаях экспортер товара заранее не знает, какой метод определения таможенной стоимости будет к нему применяться, и поэтому невозможно определить конечную цену товара. Методология таможенной оценки товара квалифицируется во многих документах ЮНКТАД и ВТО как дополнительный протекционистский барьер.

Рост международной торговли вызвал необходимость создания унифицированной методологии определения таможенной стоимости товара и технических норм, регулирующих таможенные формальности. Первые попытки регламентирования правил определения таможенной стоимости проявились в тексте статьи 7 соглашения ГАТТ во второй половине 40-х годов.

В этой статье говорилось, что таможенная стоимость товара должна основываться на его “фактической стоимости” и не должна определяться на базе произвольных или фиктивных а также на базе стоимости товара отечественного происхождения. В дальнейшем был сделан второй шаг в вопросе создания унифицированной методологии оценки товаров в таможенных целях.

В декабре 1950 года в Брюсселе была подписана Конвенция о создании унифицированной методологии определения таможенной стоимости товаров.

Эта Конвенция получила название “Брюссельской” и определяла таможенную стоимость товара как “нормальную цену товара, по которой товар может быть продан в страну назначения в момент подачи таможенной декларации”.

Брюссельская конвенция рассматривает таможенную стоимость как цену СИФ в том месте, где товар пересекает таможенную границу страны назначения, и включает следующее важное условие: “нормальная цена – это цена, складывающаяся на открытом рынке, между независимыми друг от друга продавцом и покупателем”.

Конвенция о таможенной стоимости по существу унифицировала технические стороны определения таможенной стоимости. Однако США и Канада не подписали Конвенцию и не применяют ее положение в своей таможенной практике.

В дальнейшем методология определения таможенной стоимости развивалась за счет включения в нее сферы услуг, а именно дополнительного учета расходов по транспортировке и страхованию при таможенной оценке товара.

Более того, третья статья Брюссельской конвенции говорила о том, что в “нормальную цену” товара должны быть включены расходы, связанные с покупкой патентов и торговых марок. Таможенное законодательство некоторых стран дополнительно включает в “нормальную цену” также и расходы, связанные с рекламой товаров.

Таким образом, действие таможенного законодательства распространяется на операции в сфере услуг – это позволяет расширять регулирующие функции пошлин.

Таким образом, в настоящее время сложились две международные системы по определению таможенной стоимости. Первая установлена Брюссельской конвенцией по оценке товаров в таможенных целях (подписана 15 декабря 1950 г., вступила в силу 28 июля 1953 г.).

Вторая регламентирована Соглашением о порядке применения статьи VII ГАТТ 1979 г. (иначе именуемое Кодексом по определению таможенной стоимости).

Статья 15 (§ 1а) Соглашения определяет таможенную стоимость импортируемых товаров как “стоимость в целях обложения товаров адвалорными пошлинами”.

В основе обеих систем лежит статья VII ГАТТ, что говорит об отсутствии существенных расхождений между ними. Различия проявляются на уровне определений и понятийного аппарата.

В соответствии с Брюссельской конвенцией основой для определения стоимости является “нормальная” цена, под которой понимается цена товара в условиях свободной конкуренции между независимыми продавцом и покупателем. Предполагается, что “нормальная” цена является единственным встречным удовлетворением и что на нее не оказывают влияния никакие коммерческие, финансовые или иные отношения.

Принцип таможенной оценки, положенный в основу Соглашения, заключается в использовании так называемой “цены сделки”. Цена сделки, основной метод таможенной оценки, – это цена, реально уплаченная или подлежащая уплате за импортируемый товар.

В эту цену может включаться целый ряд дополнительных расходов покупателя: комиссионные и брокерские расходы, расходы на лицензирование, стоимость упаковки и маркировки товара, стоимость контейнеров и т.п. Условия, которым должна отвечать цена сделки, достаточно регламентированы в Соглашении.

Однако Соглашение оставляет открытым для каждой страны вопрос о том, включать ли стоимость фрахта и страхования в таможенную стоимость товара.

Таможенные администрации могут не признавать стоимость сделки, если у них есть серьезные основания сомневаться в достоверности цены сделки. Таможенные администрации и импортер в этом случае должны проводить консультации, в ходе которых импортер может доказать справедливость указанной им цены.

Таможенные администрации, если они не удовлетворены объяснениями импортера, обязаны представить ему письменное заключение о причинах непринятия декларированной цены сделки в качестве базы для начисления пошлин.

Согласно Кодексу о таможенной стоимости в дальнейшем таможенные администрации последовательно используют (при консультации с импортером) пять методов определения таможенной стоимости:

1) таможенная стоимость идентичных товаров, уже прошедших таможенную очистку примерно в то же время. Товары считаются идентичными, если они во всех отношениях идентичны, включая качество, физические характеристики и репутацию;

2) таможенная стоимость подобных товаров, также прошедших таможенную очистку примерно в то же время.

Товары считаются подобными, если они близко соответствуют оцениваемым товарам по материалу, компонентам, характеристикам, могут выполнять те же функции и в коммерческом плане быть взаимозаменяемыми.

Товары, для того чтобы считаться идентичными и подобными, должны быть произведены в той же стране и тем же производителем, что и оцениваемый товар;

3) таможенная стоимость, определенная на основе единичной стоимости, по которой идентичные или подобные товары продаются в наибольшем количестве на внутреннем рынке одновременно или почти одновременно с импортом товаров, подлежащих оценке. При этом из подобной цены должны быть исключены: прибыль, таможенные пошлины и сборы, транспортные расходы, страховые сборы и другие расходы, с которыми связана продажа на внутреннем рынке;

4) расчетная стоимость, определяемая как сумма издержек производства товаров, являющихся предметом оценки, с добавлением прибыли и общих расходов, которые обычно включаются в стоимость товаров в стране экспорта их производителем;

5) если таможенная стоимость не может быть определена любым из названных выше методов, она может быть определена гибким и разумным использованием любых из названных выше методов на основе данных, имеющихся в стране импорта, при условии, что используемые критерии совместимы с положениями Соглашения и статьи VII ГАТТ.

При этом таможенная стоимость не может определяться на основе:

продажной цены товаров, производимых в стране импорта;

цены товаров на внутреннем рынке страны экспорта;

цены товаров для экспорта в страну иную, чем страна импорта;

минимальных таможенных стоимостей;

произвольных или фиктивных стоимостей.

При этом Соглашение устанавливает одно общее условие: все названные методы должны использовать информацию, доступную в стране импорта.

В отношении метода расчетной стоимости Соглашение предполагает его использование только в случаях, когда покупатель и продавец взаимосвязаны и производитель товара готов представить необходимые сведения.

В Соглашении сделана попытка применения для таможенных целей так называемых “трансфертных цен”, т.е. цен, которые образуются при обмене товаров между предприятиями, входящими в одну транснациональную компанию. Ст.

1 (§ 2а) говорит о том, что один факт того, что сделка совершена между связанными лицами, не дает основания для непризнания цены сделки в качестве основы для таможенной оценки.

Но если у таможенной администрации есть информация, что взаимосвязь между экспортером и импортером повлияла на цену сделки, то администрация должна сообщить об этом импортеру.

Импортеру в дальнейшем предоставляется возможность доказать приемлемость цены для таможенной оценки товара.

Участники контракта считаются связанными, если они являются юридически признанными партнерами в бизнесе, одно из них прямо контролирует другое или оба контролируются третьим лицом, а также являются работодателями и служащими или членами одной семьи.

Эти вопросы подробно регламентированы в статье 15 (4) Кодекса таможенной стоимости.

Для того чтобы процедура оценки таможенной стоимости товара не превратилась в скрытый барьер в международной торговле, существует статья 13, которая устанавливает, что если процесс определения таможенной стоимости затягивается, то импортер может получить товар под гарантию оплаты пошлины. Причем в статье подчеркивается, что в законодательстве каждого члена ВТО должны содержаться подобные положения.

Если таможенная администрация имеет основание сомневаться в точности или достоверности декларируемой стоимости, то ответственность за доказательство справедливости таможенной цены лежит на импортере товара.

В целом надо отметить, что Соглашение, содержащее 24 статьи и пояснительные примечания в приложении 1, имеет сложный в техническом и методологическом плане характер. Однако с 1995 года около 120 стран используют его положение для определения таможенной стоимости товара.

Источник: https://lib.sale/tamojennoe-pravo-uchebnik/111-bryusselskaya-konventsiya-otsenki-34165.html

Мировая практика определения таможенной стоимости товара

Конвенция об оценке товаров в таможенных целях

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫОПРЕДЕЛНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ § 1. Понятие таможенной стоимости § 2. Методы определения таможенной стоимости в мировой практике ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ § 1. Порядок расчёта таможенных платежей § 2. Корректировка таможенной стоимости ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Введение

Актуальность работы. В настоящее время большинство стран, участвующих во внешней торговле, применяет одну из двух международных систем определения таможенной стоимости: “Брюссельская” или ГАТТонская. Брюссельская Конвенция о создании методологии определения таможенной стоимости товаров на условиях СИФ была заключена в 1950 году.

К этой Конвенции присоединилось свыше 70-ти государств западноевропейского региона. Дальнейшее развитие внешнеторговой практики потребовало определенных изменений в этой системе, в результате чего в рамках Токийского раунда торговых переговоров, проходивших под эгидой ГАТТ, в 1979 году двадцатью восемью странами было подписано Соглашение о применении ст.

VII ГАТТ “Оценка товаров для таможенных целей”. Соглашение определяет таможенную стоимость товара, как цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за товары при продаже с целью экспорта в страну импорта, скорректированную с учетом установленных доначислений к этой цене.

Оценка стоимости импортного товара с целью определения размера уплаты таможенных платежей представляет собой одну из сложнейших процедур таможенной практики, поскольку, варьируя способы определения таможенной стоимости товара, можно существенно изменять размер взимаемых платежей.

Методология определения таможенной стоимости товара в разных государствах может значительно отличаться. В настоящее время, как известно, сложились две международные системы по определению таможенной стоимости.

Первая установлена Брюссельской конвенцией по оценке товаров в таможенных целях (подписана 15 декабря 1950 года, вступила в силу 28 июля 1953 года), вторая регламентирована Соглашением о порядке применения статьи 7 ГАТТ 1979 года.

В основе обеих систем, по сути, лежит положение, наиболее чётко воспроизведенное в статье 7 ГАТТ, что предполагает отсутствие принципиальных, существенных расхождений между ними. Однако существенные различия проявляются на уровне понятийного аппарата.

В соответствии с Брюссельской Конвенцией основой для определения стоимости товаров является нормальная цена, под которой понимается цена товара в условиях свободной конкуренции между независимым продавцом и покупателем. Теоретическая значимость работы заключается в исследовании трудов различных авторов по теме определения таможенной стоимости в мировой практике.

Практическая значимость работы заключается в выявлении проблем определения таможенной стоимости в мировой практике. Степень разработанности проблемы представлена трудами таких авторов, как Е.Ф. Авдокушина, анализирует новую таможенную экономику: этапы и особенности ее становления С.А.

Агамагомедовой, соотношение понятий «таможенный контроль» и «таможенная услуга» (на примере обеспечения таможенными органами функции по защите интеллектуальной собственности). Роль правообладателя в административном механизме защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, осуществляемой таможенными органами. С.А.

Афонцева, перспективы управления глобальными экономическими процессами. Условия и критерии успешной интеграции: уроки мирового опыта для Таможенного союза. Е.Ю Винокурова, таможенный союз и соседние страны: модели и инструменты взаимовыгодного партнерства и др. Цель работы – изучить мировую практику определения таможенной стоимости товара.

Объект исследования – таможенная стоимость товара. Предмет исследования – мировая практика. Задачи: – рассмотреть теоретические аспекты определения таможенной стоимости в мировой практике; – проанализировать определение таможенной стоимости в мировой практике. Нормативно-правовой основой исследования является Таможенный кодекс Таможенного союза, постановления, соглашения. Эмпирическая основа исследования – Соглашение по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года. Теоретической основой исследования послужили труды в области права, политологии, экономики известных отечественных авторов: С.А. Агамагомедовой, А.А. Акинина, А.А. Шевелева, Е.С. Акоповой, И.Н. Ефременко и др. Методологическая база исследования – анализ, обобщение полученной информации. Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Заключение

В результате проделанной работы решены следующие задачи: рассмотрены теоретические аспекты определения таможенной стоимости в мировой практике; проанализировано определение таможенной стоимости в мировой практике. Мировая практика считает, что Соглашение 1979 г.

отличается большой обстоятельностью и разработкой данной категории вопроса по сравнению с Брюссельской системой оценки. Поэтому декларации Всемирной таможенной организации содержат призыв к государствам о необходимости присоединения к соглашению по применению статьи 7 ГАТТ.

Безусловно, любая расчетная база требует создания определенного порядка исчисления таможенного налогообложения.

Поэтому методика определения таможенной стоимости, с одной стороны, должна быть общенациональной, увязанной (скоординированной) с общей налоговой системой, порядком ведения бухучета и другими отраслями национального законодательства, а с другой стороны, она должна соответствовать международным нормам.

Российское законодательство заимствовало методы таможенной оценки, выработанные в рамках ГАТТ, что нашло отражение как в Таможенном кодексе Российской Федерации (статья 323 «Порядок определения и заявления таможенной стоимости товаров»), так и в нормах Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» от 21.05.1993. № 5003-1. С 1 июля 2010 г.

вопросы определения таможенной стоимости регулируются Соглашением об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 25 января 2008 г. Соглашение также подготовлено с учётом принципов и положений по оценке товаров для таможенных целей Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994). В целом, нормы Соглашения повторяют и положения Закона «О таможенном тарифе». Однако есть ряд отличий от ранее действовавшего законодательства, которые могут существенно отразиться на участниках ВЭД.

Список литературы

Источник: http://www.work5.ru/gotovye-raboty/120615

Практика оценки таможенной стоимости товаров в условиях Таможенного союза

Конвенция об оценке товаров в таможенных целях

В таможенной практике одним из важнейших и наиболее сложных вопросов является вопрос определения стоимости ввозимого товара. Важность объективной оценки обуславливается тем, что она непосредственным образом влияет на размер уплаты таможенных платежей, а значит – изменяя способ определения таможенной стоимости (ТС) товара, можно варьировать и размер взимаемых платежей.

Следует отметить, что в разных государствах методология определения таможенной стоимости товара может быть различной.

На сегодняшний день в мировой практике применяется две системы определения ТС. Первая из них была установлена в 1950 году Брюссельской конвенцией по оценке товаров в таможенных целях и вступила в силу 28 июля 1953 года.

Вторая международная система регламентирована Соглашением о порядке применения статьи 7 ГАТТ 1979 года. Обе системы основываются на едином положении, воспроизведенном наиболее четко в ст. 7 ГАТТ, поэтому принципиальных различий между ними нет.

Однако существуют расхождения на уровне понятийного аппарата.

Брюссельская Конвенция в качестве основы для определения ТС товаров берет нормальную цену – цену товара в условиях свободной конкуренции между независимым покупателем и продавцом. При этом в качестве источника нормальной цены выступает определенная постоянная величина, на которую не влияют никакие финансовые, коммерческие или иные отношения.

Что касается Соглашения 1979 года, то оно более обстоятельно разрабатывает данный вопрос, нежели Брюссельская система оценки. Поэтому декларации ВТО призывают государства присоединяться именно к этому Соглашению по применению ст. 7 ГАТТ.

Нет сомнений, что каждая расчетная база требует, чтоб был создан определенный порядок исчисления таможенного налогообложения.

Таким образом, методика определения ТС должна не только соответствовать нормам международного права, но и быть скоординированной с национальной системой налогообложения, порядком ведения бухгалтерского учета и национальным законодательством в целом.

В российском законодательстве интегрированы методы таможенной оценки, разработанные в рамках ГАТТ.

С 1.07.2010 г. Вопросы определения ТС стали регулироваться союзным актом – Соглашением об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 25 января 2008 г. (далее – Соглашение).

Данное Соглашение также базируется на принципах и положениях, изложенных в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ) 1994 года.

В большинстве своем, положения Соглашения дублируют норма Закона РФ «О таможенном тарифе». Тем не менее, присутствует также ряд существенных отличий от прежде применяемого законодательства, которые есть смысл изучить подробнее.

К примеру, согласно закону «О таможенном тарифе», при наличии взаимосвязи между покупателем (гражданином РФ) и поставщиком (иностранным гражданином), покупатель имел право доказывать, что данная взаимосвязь не повлияла на стоимость сделки, то в Соглашении (п.3 ст.4) это право декларанта превратилось в обязанность.

Кроме того, в соответствии с п.4 ст. 4 Соглашения, принять указанную декларантом стоимость сделки между взаимосвязанными лицами органы таможенного контроля могут только в том случае, если покупатель докажет, что стоимость сделки близка к одной из указанных в Соглашении проверочных величин.

Однако, на практике доказывать близость к проверочным величинам крайне непросто, а иногда и невозможно, поскольку под таковыми величинами подразумевается стоимость сделок с однородными или идентичными товарами.

А российское лицо далеко не всегда имеет в своем распоряжении подобную информацию, что приводит к ситуации, когда декларант просто не может использовать метод определения ТС по цене сделки.

Вышеизложенные факты привели к тому, что многие участники ВЭД (в первую очередь – российские компании, являющиеся дочерними подразделениями крупных мировых производителей) столкнулись с проблемой при подтверждении ТС и, следовательно, вынуждены платить таможенные платежи в увеличенном размере.

Определение ТС всегда было наиболее спорным моментом в таможенном деле. И до сегодняшнего дня именно методика определения ТС ввозимых товаров является основным камнем преткновения с таможенными органами.

Даже изменения таможенного законодательства не смогли решить существующую проблему до конца, поэтому до сих пор основным способом защиты своих прав для участников ВЭД остается обжалование решений таможни в суде.

Законодательство в сфере таможенного дела постоянно развивается.

Так, с 1 июля 2010 года вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза, в котором присутствует много нововведений, в том числе – и в понятийном аппарате.

При этом далеко не все изменения сказываются положительно на деятельности внешнеэкономических операторов, несмотря на то, что сам процесс интеграции новых норм является несомненно позитивным.

До последнего времени при рассмотрении споров между декларантами и таможенными органами по поводу определения ТС, суд чаще всего принимал решение в пользу первых.

Объясняется сей факт, прежде всего, тем, что в основе формирования судебной практики лежат законодательные и международные акты, тогда как правоприменительная практика таможенных органов базируется на совсем других источниках – на письмах и указаниях региональных таможенных управлений, на исходящих от ФТС «профилях рисков». Кстати, все вышеуказанные источники практики таможенных органов являются документами «ДСП», то есть, их невозможно применить в суде.

Пока сложно прогнозировать, каким образом будет складываться судебная и другая правоприменительная практика в рамках Таможенного союза и действующего в нем Таможенного кодекса и соглашения  об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза. Поскольку указанные документы вступили в силу не так давно, 1.07. 2010, пока еще мало решений принято по корректировке ТС товаров, ввезенных уже по новым условиям. Для того, чтоб можно было оценивать уже какую-то объективную практику, должен пройти хотя бы год.

Впрочем, с уверенностью кое-что можно утверждать уже сейчас. Например то, что изменения в нормативном регулировании, связанные с вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза, неизбежно повлекут за собой перемены и в правоприменительной практике.

 От юристов и адвокатов, защищающих участников ВЭД, это потребует немалой сноровки, поскольку опираться на существующую арбитражную практику уже будет невозможно, надо вырабатывать новые подходы.

Наиболее выгодной сложившаяся ситуация станет (фактически, уже стала) для юридических компаний, которые не только обладают значительным опытом работы в таможенном деле и имеют высококлассных специалистов, но и  способны системно подойти к ситуации, имея комплексное понимание происходящих изменений.

Нуждаетесь в консультации?

Готовое решение для вашего бизнеса от CustomsExpert Консалтинг

При использовании материалов публикации активная гиперссылка на http://customsexpert.ru обязательна.

Система комментирования

Источник: https://customsexpert.ru/practicum/pravo/practic-jpred-stoimosti-tovarov-v-ysloviyah-ts.htm

ПреступлениямНет